18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Любовь Попова, повелительница живописных архитектоник

Выставка «Люба, Любочка. Любовь Сергеевна Попова. 1889–1924» в Еврейском музее и центре толерантности.  Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Выставка «Люба, Любочка. Любовь Сергеевна Попова. 1889–1924» в Еврейском музее и центре толерантности.
Фото: Еврейский музей и центр толерантности
№126, ноябрь 2024
№126
Материал из газеты

«Люба, Любочка. Любовь Сергеевна Попова. 1889–1924»: первая за 35 лет монографическая выставка выдающейся представительницы русского авангарда открылась в Еврейском музее и центре толерантности. Хронология творчества художницы показана в семи залах

Хочешь увлекательных и профессионально сделанных выставок о русском авангарде? Ступай в Еврейский музей и центр толерантности, знает каждый любитель искусств. А все потому, что уже много лет это учреждение плотно и очень успешно сотрудничает с искусствоведом Андреем Сарабьяновым и его «Энциклопедией русского авангарда». И вот череду эффектных проектов в стенах музея продолжает выставка на одну из самых популярных сегодня тем, об одной из «амазонок авангарда». (Кстати, этот термин уже устарел и считается чересчур обобщающим по половому признаку и стирающим индивидуальность художниц.)

Выставка «Люба, Любочка. Любовь Сергеевна Попова. 1889–1924» в Еврейском музее и центре толерантности.  Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Выставка «Люба, Любочка. Любовь Сергеевна Попова. 1889–1924» в Еврейском музее и центре толерантности.
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

Удивительно, но монографических показов Любови Поповой не было долгие десятилетия. Предыдущий состоялся в 1989 году в Третьяковской галерее и стал своего рода «открытием» художницы. Текущая выставка также подготовлена с участием Третьяковки (более 100 экспонатов, многие из собрания Георгия Костаки). Куратором с ее стороны должна была стать Ирина Пронина, курировавшая и ту давнюю выставку. К сожалению, Пронина скончалась, не успев довести до конца этот проект, поэтому он посвящен ее памяти (она указана его куратором вдвоем с Сарабьяновым). Кроме того, подготовленная совместно с Третьяковской галереей публичная программа к выставке будет проходить на площадках обоих музеев и завершится в конце февраля 2025 года международной научной конференцией имени Ирины Прониной, посвященной Поповой и ее современникам.

Выставка «Люба, Любочка. Любовь Сергеевна Попова. 1889–1924» в Еврейском музее и центре толерантности.  Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Выставка «Люба, Любочка. Любовь Сергеевна Попова. 1889–1924» в Еврейском музее и центре толерантности.
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

Выставку разделили на семь залов, в которых показали хронологическое развитие творчества художницы. Эта эволюция завершается конструктивизмом и серией «Пространственно-силовые построения», после чего Попова отказывается от живописи и обращается к производственному искусству. Здесь представлены и ее первые театральные опыты — эскизы к постановке «Ромео и Джульетта». Отдельный зал посвящен работе художницы в текстильном дизайне — последнему и наиболее плодотворному периоду ее творчества. Материалы, связанные с семьей и друзьями, путешествиями, учебой, вынесены в отдельные пространства, позволяющие погрузиться в личную жизнь и биографию героини.

Выставка «Люба, Любочка. Любовь Сергеевна Попова. 1889–1924» в Еврейском музее и центре толерантности.  Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Выставка «Люба, Любочка. Любовь Сергеевна Попова. 1889–1924» в Еврейском музее и центре толерантности.
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

Помимо произведений Любови Поповой, выставка представляет работы ее современников. Да еще каких! Андре Дерен, Анри Ле Фоконье, Пабло Пикассо, Александр Веснин, Казимир Малевич, Варвара Степанова, Надежда Удальцова. Всего собрали более 280 картин, графических работ, документов и фотографий.

Выставка «Люба, Любочка. Любовь Сергеевна Попова. 1889–1924» в Еврейском музее и центре толерантности.  Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Выставка «Люба, Любочка. Любовь Сергеевна Попова. 1889–1924» в Еврейском музее и центре толерантности.
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

Характерная и печальная черта эпохи: коллекция Георгия Костаки в Музее искусства модернизма города Салоники, где хранится около 200 работ Любови Поповой и связанных с ней архивных материалов, физически участвовать в выставке не смогла. Однако без нее проект был бы неполным. К счастью, греки предоставили цифровые копии работ для выставки и каталога.

Еврейский музей и центр толерантности
«Люба, Любочка. Любовь Сергеевна Попова. 1889–1924»
До 27 февраля

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+