18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Любовь Попова, повелительница живописных архитектоник

Выставка «Люба, Любочка. Любовь Сергеевна Попова. 1889–1924» в Еврейском музее и центре толерантности.  Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Выставка «Люба, Любочка. Любовь Сергеевна Попова. 1889–1924» в Еврейском музее и центре толерантности.
Фото: Еврейский музей и центр толерантности
№126, ноябрь 2024
№126
Материал из газеты

«Люба, Любочка. Любовь Сергеевна Попова. 1889–1924»: первая за 35 лет монографическая выставка выдающейся представительницы русского авангарда открылась в Еврейском музее и центре толерантности. Хронология творчества художницы показана в семи залах

Хочешь увлекательных и профессионально сделанных выставок о русском авангарде? Ступай в Еврейский музей и центр толерантности, знает каждый любитель искусств. А все потому, что уже много лет это учреждение плотно и очень успешно сотрудничает с искусствоведом Андреем Сарабьяновым и его «Энциклопедией русского авангарда». И вот череду эффектных проектов в стенах музея продолжает выставка на одну из самых популярных сегодня тем, об одной из «амазонок авангарда». (Кстати, этот термин уже устарел и считается чересчур обобщающим по половому признаку и стирающим индивидуальность художниц.)

Выставка «Люба, Любочка. Любовь Сергеевна Попова. 1889–1924» в Еврейском музее и центре толерантности.  Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Выставка «Люба, Любочка. Любовь Сергеевна Попова. 1889–1924» в Еврейском музее и центре толерантности.
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

Удивительно, но монографических показов Любови Поповой не было долгие десятилетия. Предыдущий состоялся в 1989 году в Третьяковской галерее и стал своего рода «открытием» художницы. Текущая выставка также подготовлена с участием Третьяковки (более 100 экспонатов, многие из собрания Георгия Костаки). Куратором с ее стороны должна была стать Ирина Пронина, курировавшая и ту давнюю выставку. К сожалению, Пронина скончалась, не успев довести до конца этот проект, поэтому он посвящен ее памяти (она указана его куратором вдвоем с Сарабьяновым). Кроме того, подготовленная совместно с Третьяковской галереей публичная программа к выставке будет проходить на площадках обоих музеев и завершится в конце февраля 2025 года международной научной конференцией имени Ирины Прониной, посвященной Поповой и ее современникам.

Выставка «Люба, Любочка. Любовь Сергеевна Попова. 1889–1924» в Еврейском музее и центре толерантности.  Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Выставка «Люба, Любочка. Любовь Сергеевна Попова. 1889–1924» в Еврейском музее и центре толерантности.
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

Выставку разделили на семь залов, в которых показали хронологическое развитие творчества художницы. Эта эволюция завершается конструктивизмом и серией «Пространственно-силовые построения», после чего Попова отказывается от живописи и обращается к производственному искусству. Здесь представлены и ее первые театральные опыты — эскизы к постановке «Ромео и Джульетта». Отдельный зал посвящен работе художницы в текстильном дизайне — последнему и наиболее плодотворному периоду ее творчества. Материалы, связанные с семьей и друзьями, путешествиями, учебой, вынесены в отдельные пространства, позволяющие погрузиться в личную жизнь и биографию героини.

Выставка «Люба, Любочка. Любовь Сергеевна Попова. 1889–1924» в Еврейском музее и центре толерантности.  Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Выставка «Люба, Любочка. Любовь Сергеевна Попова. 1889–1924» в Еврейском музее и центре толерантности.
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

Помимо произведений Любови Поповой, выставка представляет работы ее современников. Да еще каких! Андре Дерен, Анри Ле Фоконье, Пабло Пикассо, Александр Веснин, Казимир Малевич, Варвара Степанова, Надежда Удальцова. Всего собрали более 280 картин, графических работ, документов и фотографий.

Выставка «Люба, Любочка. Любовь Сергеевна Попова. 1889–1924» в Еврейском музее и центре толерантности.  Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Выставка «Люба, Любочка. Любовь Сергеевна Попова. 1889–1924» в Еврейском музее и центре толерантности.
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

Характерная и печальная черта эпохи: коллекция Георгия Костаки в Музее искусства модернизма города Салоники, где хранится около 200 работ Любови Поповой и связанных с ней архивных материалов, физически участвовать в выставке не смогла. Однако без нее проект был бы неполным. К счастью, греки предоставили цифровые копии работ для выставки и каталога.

Еврейский музей и центр толерантности
«Люба, Любочка. Любовь Сергеевна Попова. 1889–1924»
До 27 февраля

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+