18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Сфинксы без загадок и пока без коррозии чугуна

Следы коррозии до начала реставрации можно было обнаружить на фигурах всех четырех сфинксов у Египетского моста. Фото: Александр Алексеев / Фотобанк Лори
Следы коррозии до начала реставрации можно было обнаружить на фигурах всех четырех сфинксов у Египетского моста.
Фото: Александр Алексеев / Фотобанк Лори
№125, октябрь 2024
№125
Материал из газеты

В Санкт-Петербурге завершается растянувшаяся почти на три года реставрация знаменитых сфинксов у Египетского моста через Фонтанку. Второй этап восстановительных работ привел к возвращению исторической окраски скульптур

Комплексная реставрация чугунных фигур началась еще летом 2022-го и фактически завершилась к концу того же года. Но вскоре пришлось вернуть сфинксов в реставрационные мастерские.

«Хотя все работы два года назад были выполнены в срок и с должным качеством, — рассказала Екатерина Шишкина, заведующая отделом памятников и мемориальных досок Музея городской скульптуры, — мы были вынуждены продолжить реставрацию, потому что скульптура не выдержала влияния агрессивной окружающей среды и варварского отношения к ней горожан и туристов». В ходе второго этапа принято решение изменить оттенок цвета, в который традиционно окрашивали эти скульптуры. Так что после возвращения на Египетский мост они будут более светлыми.

Скульптуры демонтировали и отправили в мастерские ЗАО «Реставрационный, проектный и научный центр (РПНЦ) „Специалист“». Фото: отдел памятников и мемориальных досок/Государственный музей городской скульптуры
Скульптуры демонтировали и отправили в мастерские ЗАО «Реставрационный, проектный и научный центр (РПНЦ) „Специалист“».
Фото: отдел памятников и мемориальных досок/Государственный музей городской скульптуры

А в начале первого этапа реставрации, весной 2022 года, специалисты выявили аварийное состояние всех четырех сфинксов на Египетском мосту: красочный слой был во многом утрачен, позолота ободрана, коррозия разъедала и сами фигуры, и основания-плинты, на которых они держались. Состояние этих оснований вызывало у хранителей Музея городской скульптуры особые опасения: плинты корродировали настолько, что сфинксы могли просто провалиться в них.

Скульптуры демонтировали и отправили в мастерские ЗАО «Реставрационный, проектный и научный центр (РПНЦ) „Специалист“». В течение нескольких месяцев устранялись многочисленные очаги коррозии, расчищались следы разрушения металла. Фигуры и плинты обрабатывались антикоррозийными ингибиторами, заново покрывались краской. Последним элементом реставрации стало восстановление позолоты на платках-немосах, украшающих головы фигур. В декабре 2022 года сфинксы вернулись на место — как оказалось, ненадолго.

Египетский мост, объект культурного наследия федерального значения, один из самых многострадальных в Петербурге. Он был построен в 1825–1826 годах как цепной висячий мост. В 1905 году он обрушился, на его месте возвели временный деревянный пешеходный мостик, непохожий на предшественника. Построить постоянный каменный удалось только спустя полвека, в 1955 году. Тогда же было принято решение вернуть мосту его изначальное обличье — в украшении решеток и четырех декоративных обелисков использованы элементы искусства Древнего Египта. Сфинксы тоже вернулись — но не на мост, а встали рядом с ним, на набережных.

Реставраторам пришлось заново расчищать фрагменты, пострадавшие от царапин и рисунков, выполнить весь комплекс восстановления красочного покрытия.  Фото: отдел памятников и мемориальных досок/Государственный музей городской скульптуры
Реставраторам пришлось заново расчищать фрагменты, пострадавшие от царапин и рисунков, выполнить весь комплекс восстановления красочного покрытия.
Фото: отдел памятников и мемориальных досок/Государственный музей городской скульптуры

Фигуры четырех сфинксов были отлиты из чугуна по проекту Павла Соколова (он же автор фигур львов на Львином и грифонов на Банковском мостах). За образец скульптор взял не традиционный египетский, а древнегреческий вариант — у его сфинксов женские лица и фигуры, напоминающие греческих богинь. Некоторые искусствоведы считали, что скульптор придал лицам сфинксов сходство с Елизаветой Алексеевной, женой императора Александра I.

Фигуры за время их существования приходилось неоднократно реставрировать. «Чугун — пластичный металл, но он корродирует, его обязательно нужно покрывать краской, — говорит Екатерина Шишкина. — Такую скульптуру очень сложно сохранять в условиях современного мегаполиса с его агрессивной окружающей средой, огромной антропогенной нагрузкой».

Летом этого года сфинксы вновь оказались в мастерских ЗАО РПНЦ «Специалист»; все работы выполнялись в рамках гарантийных обязательств (по контракту их срок — пять лет). Реставраторам пришлось заново расчищать фрагменты, пострадавшие от царапин и рисунков, выполнить весь комплекс восстановления красочного покрытия. А также заново покрыть позолотой украшающие головы сфинксов платки-немосы: за те полгода, что фигуры стояли возле моста, позолоту с них успели варварски соскрести. К тому же специалисты Комитета по госконтролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) решили изменить окраску скульптур на новую, вернее, с точностью восстановить оригинальную. «С момента, когда в середине прошлого века сфинксы вернулись на историческое место, их окрашивали под оксидную бронзу, — говорит Екатерина Шишкина. — Цвет, указанный в документах XIX века, близок к нему, но не идентичен».

Сейчас цвет скульптур составлен в строгом соответствии с исторической рецептурой. Фото: отдел памятников и мемориальных досок/Государственный музей городской скульптуры
Сейчас цвет скульптур составлен в строгом соответствии с исторической рецептурой.
Фото: отдел памятников и мемориальных досок/Государственный музей городской скульптуры

Сейчас цвет скульптур составлен в строгом соответствии с исторической рецептурой. Но главное, конечно, не в оттенках колорита, а в том, чтобы максимально надежно предохранить чугун от коррозии. Специалисты надеются, что второй этап реставрации позволит сохранить сфинксов надолго.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+