18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

После черной полосы всегда наступает средняя

Катя Рожкова. «Равнодушная нежность». Фото: МИРА центр
Катя Рожкова. «Равнодушная нежность».
Фото: МИРА центр
№125, октябрь 2024
№125
Материал из газеты

Экспозицию «Равнодушие средней полосы» в МИРА Центре объединяют два основных фактора — монохромность и то настроение, которое одна из участниц, Екатерина Рожкова, очень точно охарактеризовала словами «равнодушная нежность»

«Средняя полоса — это место, где мы живем: привычный климат, привычная природа, привычная жизнь, — так описывает лейтмотив выставки «Равнодушие средней полосы» директор объединения МИРА Евгения Казарновская. — Глаз отдыхает, когда мы наблюдаем за природой средней полосы. Средняя полоса никогда не кончается. Она не удивляет, не расстраивает. Она равна себе, а мы равны перед ней».

МИРА центр.  Фото: МИРА центр
МИРА центр.
Фото: МИРА центр

Четыре художницы создали работы специально для пространства МИРА, каждая в своем особенном стиле с использованием излюбленных материалов. Здесь представлены природные объекты, стекло, карандашная графика и световая инсталляция.

Анна Слобожанина — молодая художница из Санкт-Петербурга, работающая с темами мифологии, пограничных состояний, тактильности и эфемерности. Ее любимые медиа — керамика, фото- и видеоматериалы, найденные природные объекты. В инсталляции «Райский сад» автор размышляет о том, что ждет людей после завершения земного пути. По ее мнению, райский сад — это не пестрое изобилие цветов, деревьев и диковинных животных, а заросли высокой обжигающей крапивы. «Вот бы пройти сквозь нее, заглянуть хоть одним глазком — что там. Что-то там есть? Что будет, когда человека не станет?» — задается вопросами Анна Слобожанина.

Анна Слобожанина. «Райский сад». Фото: МИРА центр
Анна Слобожанина. «Райский сад».
Фото: МИРА центр

Москвичка Екатерина Рожкова часто обращается к образам старых, потрепанных временем бытовых предметов и архитектурных деталей. Ведра, умывальники, винтажная одежда, тарелки, швейные машинки, кривобокие, собранные из подручных материалов голубятни — герои ее графики. Художница несколько лет провела в Японии, что во многом сформировало ее стиль, сочетающий монохромность и минимализм с проработкой деталей. На выставке представлена карандашная графика «Равнодушная нежность», отображающая виды из окна поезда, бесконечно идущего по неизменным пейзажам средней полосы. Для автора эти горизонтальные ландшафты, где нет ни гор, ни морей, олицетворяют спокойствие и своеобразное укрытие от невзгод приграничного мира.

Маша Пухова. «Эскиз Острова». Фото: МИРА центр
Маша Пухова. «Эскиз Острова».
Фото: МИРА центр

Основная тема творчества Марии Пуховой — связь и преемственность поколений, родовые культурные и духовные ценности. Несмотря на то что она родилась в Москве, для нее чрезвычайно важна история ее семьи, берущей истоки в Архангельской области. Художница называет себя «человеком Севера», ее вдохновляет суровая и лаконичная атмосфера этого края. Основной медиум — стекло, материал хрупкий, но при бережном отношении долговечный. Он символизирует ту самую связь с прошлым. На выставке представлена работа «Остров» — башня из стекла и металла, напоминающая маяк. По словам художницы, это метафора «хрустального замка», чего-то драгоценного и в то же время ломкого.

Оля Сергеева. «Маятники». Фото: МИРА центр
Оля Сергеева. «Маятники».
Фото: МИРА центр

Биография Ольги Сергеевой примечательна: художница окончила шесть учебных заведений, в том числе Институт психотерапии и клинической психологии. Такой бэкграунд помогает ей обращаться к теме форм, преобразующих пространство психики, и созданию терапевтической среды через движение, физический театр, перформанс и арт-терапию. На выставке можно увидеть световую инсталляцию — медитативное пространство с десятью маятниками — сферами, наполненными водой и освещенными направленным светом. Таким образом создаются особые оптические структуры, так называемые каустики — линии или поверхности, вдоль которых концентрируются лучи. Подобное явление можно наблюдать на мелководье в солнечный день. «Заметив каустику однажды, я замечаю их повсюду, радужные, статичные и движущиеся. Это дает возможность вспомнить, что волшебство и красота всегда окружают нас, нужно только иметь привычку это замечать», — комментирует работу Ольга Сергеева.

В целом выставка психотерапевтична. «Раствориться в средней полосе — это как оказаться где-то в центре, в середине, на горизонте, в точке ноль, там, где нет волнений, нет событий, нет суеты мирских дел. Эта выставка — отдых для нас. Отдохните, посидите, помолчите», — призывает зрителей Евгения Казарновская.

МИРА Центр
«Равнодушие средней полосы»
До 15 декабря

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+