18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Старообрядческие манускрипты в личном владении

«Поклонение иконе зверя». Миниатюра городецко-нижегородской редакции лицевого Апокалипсиса. Апокалипсис лицевой трехтолковый с дополнительными статьями. 1874 г. Фрагмент.  Фото: собрание В. В. Смирнова
«Поклонение иконе зверя». Миниатюра городецко-нижегородской редакции лицевого Апокалипсиса. Апокалипсис лицевой трехтолковый с дополнительными статьями. 1874 г. Фрагмент.
Фото: собрание В. В. Смирнова
№125, октябрь 2024
№125
Материал из газеты

Впервые с 1917 года в России опубликован каталог частного собрания церковнославянских рукописей. Помимо научных достоинств, он демонстрирует, что рынок манускриптов в нашей стране вполне существует и находки все еще случаются

Когда в новейшей истории России частные коллекционеры вышли из подполья, оказалось, что собирателей-библиофилов среди них достаточно много. В 2015 году исследователь книжной культуры Михаил Сеславинский оценивал общее число коллекционеров редких книг на территории СНГ и в эмиграции примерно в 500 человек. Но основная сфера их интересов, конечно, печатные издания; рукописные книги остаются темой весьма узкой, а их любители малочисленны. Кажется, что эпоха собирательства русских манускриптов ушла вместе с династией Романовых и все они давно осели в государственных библиотеках. Однако публикация нового каталога показывает, что это не так.

«Рукописная книга XVII–XX веков в собрании В. В. Смирнова». СПб.: НП-Принт, 2024. 268 с.
«Рукописная книга XVII–XX веков в собрании В. В. Смирнова». СПб.: НП-Принт, 2024. 268 с.

В книге представлено собрание петербургского коллекционера Виктора Смирнова, уроженца Новосибирска, всегда питавшего глубокий интерес к православию, религиозным рукописям — в первую очередь старообрядческим, с которыми он соприкоснулся на своей малой родине, а также к послепетровской рукописной книге, изученной гораздо меньше, чем древнерусские манускрипты. В его собрании и ортодоксальные тексты, и старообрядческие (поздние списки редких памятников древнерусской литературы). Каталог включает более 180 единиц, причем их хронологический охват очень любопытен. Есть несколько книг XVII–XVIII веков, основной массив — XIX век, причем из самых разных регионов, от Поморья до Урала. Включены даже манускрипты ХХ века: например, «Книга глаголемая житие християнско» (Устав со святцами) 1977 года. Таким образом в научную сферу вводятся рукописи, подпольно создававшиеся в советскую эпоху тайными христианами; обычно это тексты и иллюстрации, скопированные с более ранних, ныне утраченных или плохо сохранившихся.

«Мытарства Феодоры». Сборник эсхатологического содержания. Писица инокиня Аполлинария. 1907 г. Фото: собрание В. В. Смирнова
«Мытарства Феодоры». Сборник эсхатологического содержания. Писица инокиня Аполлинария. 1907 г.
Фото: собрание В. В. Смирнова

В каталоге воспроизведены уменьшенные репродукции страниц книг из собрания (от одной до пяти иллюстраций к каждой рукописи). Важное достоинство издания состоит в том, что этим оно не ограничивается: в него включено несколько научных статей. Введение к каталогу написала Мария Корогодина, заведующая научно-исследовательским отделом рукописей Библиотеки РАН, предисловие — Надежда Морозова, председатель комиссии по исследованию старообрядчества при Международном комитете славистов. Обе они чрезвычайно приветствуют тот факт, что частный коллекционер решил раскрыть свое собрание и исследовать его именно научными методами. Другие статьи написали искусствоведы Алексей Гудков, специализирующийся на русской рукописной книге, и Ирина Старикова, занимающаяся певческими рукописями. В приложении впервые опубликовано редкое сочинение «Слово о книжном стяжании» — гимн библиофильству 1740-х годов (перевод Александра Карначева).

Евфросин «Отразительное писание о новоизбранном пути самоубийственных смертей». Рукопись письма Владимира и Игоря Леоненко. Последняя треть XX в. Фото: собрание В. В. Смирнова
Евфросин «Отразительное писание о новоизбранном пути самоубийственных смертей». Рукопись письма Владимира и Игоря Леоненко. Последняя треть XX в.
Фото: собрание В. В. Смирнова

Хотя в книге есть научные тексты, написанные самим владельцем коллекции, увы, он не фокусируется на поразительном процессе собирательства манускриптов в условиях России XXI века. Об этом Виктор Смирнов рассказал нашему изданию отдельно: «Лицевой эсхатологический сборник писицы Аполлинарии, единственной женщины в этом ремесле из Нижегородья, датированный 1907 годом, я купил во время антракта оперы „Хованщина“ случайно в интернете. Другой раз я по фотографиям и невнятному описанию купил „что-то про табак“. Когда раскрыл у себя дома, оказалось, что это редчайшая повесть „О бесе и мнихе“, которую только в 2012 году ввели в научный оборот по единственному известному списку. У меня теперь второй. Однажды поехал к продавцу, который клялся, что у него только печатные издания. Но что-то подтолкнуло меня пролистать один томик. В конце издания оказались приплетены листы со сказанием о Царевококшайской иконе с полным перечнем ее чудес и списком грамоты царя Алексея Михайловича, с которой он вернул икону из Москвы на место ее обретения». 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+