18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Оружейной палате выставка о памятнике, которому не повезло

Выставка «История создания памятника императору Александру II в Московском Кремле». Музеи Московского Кремля. Фото: Музеи Московского Кремля
Выставка «История создания памятника императору Александру II в Московском Кремле». Музеи Московского Кремля.
Фото: Музеи Московского Кремля
№125, октябрь 2024
№125
Материал из газеты

Какая судьба ждет монумент императору, поставленный за пару десятков лет до антимонархической революции? Правильно — незавидная. Памятник Александру II в Кремле не сохранился, но Музеи Московского Кремля сберегли память о нем

Со времен Античности любой памятник по определению ставят на века, но лишь немногим удается их простоять. У монумента царю-освободителю, установленного в Кремле в 1898 году, шансов, увы, не было. Но это не значит, что мы не можем вспомнить об этом интересном памятнике и не менее интересной истории его создания. Идея мемориала Александра II (1818–1881) была отражена на фризе галереи, окружавшей памятник: создан он был «доброхотным иждивением русского народа». Слова «краудфандинг» в XIX веке не было, а явление, как видите, было и процветало.

Выставка «История создания памятника императору Александру II в Московском Кремле». Музеи Московского Кремля. Фото: Музеи Московского Кремля
Выставка «История создания памятника императору Александру II в Московском Кремле». Музеи Московского Кремля.
Фото: Музеи Московского Кремля

«На выставке мы впервые рассказываем о грандиозном произведении, первом императорском монументе в Москве, с которым не мог сравниться ни один из памятников, существовавших в то время в городе. Его образ был определен пожеланием импера­тора Александра III: мемориал должен был выгля­деть „просто и священно“. Нам удалось собрать очень редкие эскизы, мемориальные предметы, фрагменты памятника, который, к сожалению, просуществовал так недолго», — цитирует пресс-служба Музеев Московского Кремля директора Елену Гагарину.

В экспозиции, открывшейся в Парадном вестибюле Оружейной палаты, представлены материалы по строительству памятника, эскизные проекты авторов и предметы декоративно-прикладного искусства, связанные с торжествами по случаю открытия мемориала в 1898 году, в том числе планы размещения гостей, памятные жетоны и медали. Перед архитекторами и художниками, участвовавшими в конкурсе на создание монументальной композиции, стояла задача вписать произведение в исторически сложившийся контекст. Глядя на выставленные рядом конкурсные проекты, среди которых макеты Александра фон Бока, Николая Монтандра, Владимира Шервуда, можно пофантазировать, кого бы поддержали доброхотным иждивением вы. Победил тем не менее проект художника Павла Жуковского (сына поэта), архитектора Николая Султанова и скульптора Александра Опекушина. Выбор места для памятника был знаковым — на Ивановской площади, напротив Малого Николаевского дворца, места рождения государя.

Выставка «История создания памятника императору Александру II в Московском Кремле». Музеи Московского Кремля. Фото: Музеи Московского Кремля
Выставка «История создания памятника императору Александру II в Московском Кремле». Музеи Московского Кремля.
Фото: Музеи Московского Кремля

В 1918 году фигуру царя скинули с постамента; ровно десять лет спустя разобрали и всю конструкцию. Через год снесли дворец и оба монастыря, выходившие на площадь. Остался (и показан на выставке) интересный артефакт — камень, на сторонах которого начертано золотом: «Из этого камня сложен памятник Цаpю Освободителю Госудаpю Импеpатоpу Александpу II 15 августа 1898 года». Этот предмет никогда ранее не экспонировался, и сведения о нем не публиковались.

Музеи Московского Кремля 
«История создания памятника императору Александру II в Московском Кремле»
11 октября — 27 ноября

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+