18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Тема заботы выходит в мейнстрим: в Лондоне открыта выставка 15 художников с инвалидностью

Кристофер Сэмюэл. «Архив невидимого». 2022. Выставка «К новым мирам» в  Институт современного искусства в Мидлсбро.  Фото: Rachel Deakin/MIMA
Кристофер Сэмюэл. «Архив невидимого». 2022. Выставка «К новым мирам» в Институт современного искусства в Мидлсбро.
Фото: Rachel Deakin/MIMA
№124, сентябрь 2024
№124
Материал из газеты

Художники бросают вызов традиционно узкому взгляду на их творчество, призывая зрителей знакомиться с их историями и учиться на них, а также оценивать мастерство исключительно по произведениям

В Институте современного искусства Мидлсбро открылась выставка, объединившая работы 15 художников с инвалидностью, неслышащих, слабослышащих и нейроотличных художников. Кураторы говорят, что это первая экспозиция такого рода в крупной государственной галерее.

Выставка «К новым мирам», исследующая вопросы репрезентации и заботы, объединяет произведения из разных сфер изобразительного искусства и в то же время ставит вопрос о самом определении каждой из них. Звуки, запахи и фактуры искусно интегрированы в это успокаивающее пространство, расширяющее границы традиционного представления об опыте посещения галереи.

Выставка «К новым мирам» в  Институт современного искусства в Мидлсбро. Фото: Rachel Deakin/MIMA
Выставка «К новым мирам» в Институт современного искусства в Мидлсбро.
Фото: Rachel Deakin/MIMA

Междисциплинарная художница и активистка, выступающая за права людей с инвалидностью, Енни Юлия Валлинхеймо-Хеймонен, чьи работы сейчас можно увидеть в павильоне Финляндии на Венецианской биеннале, представлена мрачным сатирическим фильмом «Отражатель живой воли», рассказывающим об обесценивании социальных работников и тех, о ком они заботятся. В первых кадрах мы видим аляповатого, но обладающего эмоциональным интеллектом робота в роли сиделки; робот исследует снисходительное отношение, с которым часто приходится сталкиваться тем, кто живет с инвалидностью.

Кристофер Сэмюэл — автор интерактивного рассказа о его, чернокожего ребенка с инвалидностью из рабочей семьи, личном опыте взросления в Британии 1980-х. Представленный в форме ярко разукрашенного аппарата для чтения микрофильмов, «Архив невидимого» создает пространство, свободное от сопровождавшего художника всю его юность снисходительного взгляда, давая ему возможность самостоятельно рассказать свою историю.

Выставка «К новым мирам» в  Институт современного искусства в Мидлсбро.  Фото: Rachel Deakin/MIMA
Выставка «К новым мирам» в Институт современного искусства в Мидлсбро.
Фото: Rachel Deakin/MIMA

«Каждый из художников, представленных на этой выставке, мог бы по праву занять место в какой-нибудь традиционной мейнстримной галерее формата „белый куб“, — уверен куратор выставки Эйдан Моусби, — но, когда нас рассматривают как группу, наше творчество уже не так ценится. Я знаю, что в зависимости от контекста, в котором выставляюсь — либо как художник и куратор, либо как художник и куратор с инвалидностью, — на мое творчество смотрят очень по-разному. Поэтому тот факт, что мейнстримная институция выделила и выдвинула на первый план творчество этих художников, представляет собой исторический момент».

Моусби начал работать с Институтом современного искусства Мидлсбро в рамках программы «Куратор будущего», направленной на поддержку кураторов с инвалидностью. По его словам, их сотрудничество свидетельствует о том, что институция действительно заинтересована в значительных изменениях и что ее стремление расширить репрезентацию не просто формальность.

Хотя во многих произведениях с выставки в Мидлсбро жизненный опыт автора играет ключевую роль, ее художники бросают вызов традиционно узкому взгляду на их творчество, призывая зрителей знакомиться с их историями и учиться на них, но в конечном счете оценивать их мастерство исключительно по произведениям.

Выставка «К новым мирам» в Институт современного искусства в Мидлсбро. Фото: Rachel Deakin/MIMA
Выставка «К новым мирам» в Институт современного искусства в Мидлсбро.
Фото: Rachel Deakin/MIMA

Фотограф Джанн Коутс нашла в себе силы впервые обратиться в творчестве к своему двойному диагнозу, СДВГ и аутизм, но ее по-прежнему беспокоит, какое влияние это решение может оказать на ее карьеру. «Я все чаще замечаю негативное отношение к инвалидности или нейроотличности, которого, как мне кажется, в моем детстве было меньше», — говорит она. На выставке Коутс обращается к своему опыту жизни с аутизмом и работы на ферме: в серии фотографий «Трудолюбие», созданной в сарае, художница совершает повторяющиеся сложные движения, подчеркивая, как важно иметь безопасное пространство для исследования собственной нейроотличности. «Это и правда помогло мне в некотором роде „заземлиться“, — говорит фотограф. — И еще заставило задуматься о том, как мы заботимся о животных на ферме, и о том, как мы не всегда проявляем такую же заботу по отношению к людям». 

Институт современного искусства в Мидлсбро
«К новым мирам»
До 9 февраля 2025

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
5
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
6
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
7
Сергей Коненков: место на пьедестале
150-летие скульптора Сергея Коненкова заставляет пристальнее всмотреться в его богатую крутыми поворотами и тайнами биографию и по-новому оценить работы
26.09.2024
Сергей Коненков: место на пьедестале
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+