18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музей Рублева продолжит судиться из-за разрушающихся стен

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. Спасо-Андроников монастырь. Фото: Музей имени Андрея Рублева
Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. Спасо-Андроников монастырь.
Фото: Музей имени Андрея Рублева

«Неожиданным решением» называют юристы отказ по иску Музея Рублева к организациям, проводившим близ Андроникова монастыря ремонтные и подземные работы, после чего стены древнего памятника пошли трещинами. Музей намерен подать апелляцию

Исковое заявление Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, расположенного в комплексе бывшего Андроникова монастыря и ответственного за особо охраняемую территорию, было подано к ОАО «РЖД», АО «РЖДстрой» и АО «Мосводоканал» в марте этого года. Сама проблема возникла в 2021-м, когда у северо-западной стены велись работы по расширению ж/д путей на эстакаде Э2, а под склоном холма проводились подземные работы по прокладке канализации и коммуникаций. Первые трещины на стенах появились в октябре 2021-го как раз во время подземных работ, а потом пошли по поверхностям. По словам директора музея Михаила Миндлина, сейчас их уже около 150. Впрочем, в исковом заявлении указано более 80 — столько зафиксировал геотехнический мониторинг, проведенный в 2022–2023 годах ООО «Инженерная геология исторических территорий» (ИГИТ) — профильной организацией, которая специализируется на обследовании и реставрации конструкций памятников культурного наследия. Специалисты определили причину — осадка грунта (в диапазоне от 10,2 до 14,2 мм) и, как следствие, деформация конструкций зданий — фундаментов и стен, что привело к появлению трещин. В течение нескольких лет музей вел мониторинг.

Трещины на северо-западной стене Спасо-Андроникова монастыря. Фото: Музей имени Андрея Рублева
Трещины на северо-западной стене Спасо-Андроникова монастыря.
Фото: Музей имени Андрея Рублева

«В ходе заседаний, как и ожидали наши юристы, судья Надежда Хаустова сказала, что следует провести независимую экспертизу, и нам предложили рекомендовать специализированные организации, что мы и сделали, после консультаций отобрав на выбор три профильных института, — говорит Михаил Миндлин. — А ответчики обратились к суду с просьбой привлечь в качестве соответчиков своих подрядчиков — проектировщиков и непосредственных исполнителей. Можно предположить, что либо проект ООО „Питергазстройинжиниринг“ разработан некорректно, учитывая то, что обследование и изыскательские работы на территории памятника не проводились (а прежде чем разработать проект работ в непосредственной близости от исторического объекта, необходимо было обследовать его грунты и строения), или исполнители нарушили проектную технологию производства работ, которые работали по заказу АО „Мосводоканал“. Музей был не против привлечения проектировщика и непосредственных исполнителей в дело в качестве соответчиков. Произошедшее далее всех удивило. После предварительного слушания судья удалилась в совещательную комнату, а вернувшись, сразу перешла к рассмотрению дела по существу и отказала в удовлетворении искового требования. Вынесенное решение незаконно и необоснованно, говорят наши юристы. Без независимой экспертизы, без детального рассмотрения всей ситуации. Как только мы получим решение суда на руки, то подадим апелляцию в 9-й Арбитражный апелляционный суд г. Москвы».

На данный момент разрушительные процессы на конструкциях бывшего Андроникова монастыря приостановились. Но чтобы восстановить памятник, сначала требуется разработка проекта научной реставрации, подготовка которого может занять не один год.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+