18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Иваново вновь в авангарде

Фрагмент работы Ивана Горшкова «Сердце». Фото: Варвара Гертье/Фестиваль современного искусства «Первая фабрика авангарда»
Фрагмент работы Ивана Горшкова «Сердце».
Фото: Варвара Гертье/Фестиваль современного искусства «Первая фабрика авангарда»

Фестиваль современного искусства «Первая фабрика авангарда» проходит в Иванове до 5 октября (выставки работают дольше). В этом году задействованы семь основных выставочных площадок, включая недавно открывшуюся галерею в близлежащем поселке Палех

Современное искусство встречает зрителя уже на вокзале. До 20 октября в переоборудованном под выставочное пространство бывшем зале ожидания колыхаются и дышат элементы инсталляции Ивана Горшкова «Сердце» — впечатляющих размеров кинетические надувные скульптуры, декорированные различными предметами — масками, игрушками и, конечно, знаменитым ивановским ситцем. Горшков, один из ярчайших представителей воронежской волны художников, обладает множеством регалий: лауреат государственной премии «Инновация», номинант Премии Кандинского, художник года ярмарки Cosmoscow. Иван называет свой метод работы, будь то живопись, скульптура или перформансы, «кристаллом чистейшей крезы», подразумевая сочетание самых разных предметов в ярких, отчасти безумных комбинациях.

Фрагмент работы Ивана Горшкова «Сердце».  Фото: Варвара Гертье/Фестиваль современного искусства «Первая фабрика авангарда»
Фрагмент работы Ивана Горшкова «Сердце».
Фото: Варвара Гертье/Фестиваль современного искусства «Первая фабрика авангарда»

Над идеей интеграции инсталляций в историческое пространство вокзала эпохи конструктивизма художник работал два года. «Это уникальное пространство, в котором возможно сочетать паблик-арт и музейную выставку: масштаб уличных вещей и тепличные условия закрытого помещения. Такой свободы действия и размаха я не мог себе позволить никогда», — говорит Иван. Занятно наблюдать реакцию случайных пассажиров, никак не ожидающих от транспортного объекта особых сюрпризов и с некоторой опаской заглядывающих в помещение. Как заметила галерист Марина Гисич, это позволяет людям «увезти с собой фрагмент существующей реальности».

Еще одна абстрактная скульптура Горшкова «Деликатес» разместилась в другом общественном пространстве — атриуме торгового центра «Серебряный город». Ранее она экспонировалась в швейцарском Базеле во время одной из крупнейших художественных ярмарок мира Art Basel.

Фрагмент работы Ивана Горшкова «Сердце».   Фото: Фестиваль современного искусства «Первая фабрика авангарда»
Фрагмент работы Ивана Горшкова «Сердце».
Фото: Фестиваль современного искусства «Первая фабрика авангарда»

Самым мощным событием фестиваля «Первая фабрика авангарда», который с 2018 года реализуется под началом генерального продюсера Ирины Голубевой, стало открытие международного проекта «Индия. Созвучие» в Музейно-выставочном центре. В основу экспозиции легло обширное собрание традиционного и современного индийского текстиля Екатерины и Андрея Теребениных, дополненное работами актуальных российских художников и произведениями из коллекции Музея ивановского ситца. Коллекционеры долго жили в Индии, и, по их словам, эта выставка — попытка расшифровать культурный код не только для себя, но и для будущих поколений. «Наши дети или внуки будут жить в совсем другой парадигме с сильным азиатским уклоном», — прокомментировал Андрей Теребенин. По его же словам, идея объединить старинные ткани и современное искусство очень проста: обладая большой насмотренностью в этой области, легко отследить некую общность сюжетов, приемов и техник.

Пространство удивляет необычной застройкой — анфиладой арок в стилистике Тадж-Махала. Каждый зал посвящен отдельной теме в текстиле — символам, цвету, орнаментам, историям и мифам, о чем рассказывают подробные экспликации.

Отдельное место в экспозиции занимают сари.

Выставка "Индия. Созвучие".  Фото: Олег Павлов/Фестиваль современного искусства «Первая фабрика авангарда»
Выставка "Индия. Созвучие".
Фото: Олег Павлов/Фестиваль современного искусства «Первая фабрика авангарда»

Организаторы предлагают обратить особое внимание на джамдани-сари, искусство ткачества которых было внесено в список нематериального всемирного наследия ЮНЕСКО. Это одна из самых трудоемких техник ручного ткачества, а процесс создания одного полотна и в наши дни занимает полгода. К слову, особый вид хлопка, использовавшийся для изготовления уникальной ткани — даккского муслина, сейчас утрачен. Он произрастал только в одном месте на планете, на берегах священной реки Мегна в Бангладеш. На протяжении многих веков эта невесомая прозрачная ткань была самой драгоценной в мире, однако во время Ост-Индской компании ее производство сознательно саботировалось англичанами, отстаивающими собственные коммерческие интересы, что привело к полному исчезновению не имеющей аналогов культуры. В настоящий момент ученые пытаются проделать весь исторический путь, начав селекцию с нуля.

Еще одну интересную историю взаимосвязей России и Востока рассказал на экскурсии Андрей Теребенин. В попытках вытеснить англичан из Средней Азии текстильные магнаты Савва Морозов и Сергей Щукин отправили специальную делегацию, чтобы узнать потребности рынка. Выяснилось, что мусульманские традиции запрещают соприкосновение тела с шелком, поэтому большим спросом пользуются подкладки под халаты. Тогда фабриканты наладили выпуск хлопковой ткани с традиционными орнаментами, что позволило им утвердить свое влияние в регионе.

Новой площадкой «Первой фабрики авангарда» стала открывшаяся в поселке Палех в июне этого года галерея «Объект. Объект». Ее основатель Илья Юрасов подчеркивает, что проект сфокусирован на современном христианском искусстве, традиционных ценностях и культуре. На сегодняшний день это, пожалуй, единственная в стране галерея, прицельно работающая с этими темами.

Выставка Ольги Бровко-Семёновой «Не в бровь / а в глаз».  Фото: Фестиваль современного искусства «Первая фабрика авангарда»
Выставка Ольги Бровко-Семёновой «Не в бровь / а в глаз».
Фото: Фестиваль современного искусства «Первая фабрика авангарда»

В рамках фестиваля проходит персональная выставка Ольги Бровко-Семёновой «Не в бровь / а в глаз». Художница работает в сложной и практически забытой технике многослойной акварели, когда новый слой краски наносится только после высыхания предыдущего. Это позволяет достичь нехарактерной для материала плотности покрытия и глубины цвета. Также Ольга использует пигменты, созданные из натуральных материалов, что добавляет работам загадочное мерцание.

На своих картинах Ольга объединяет обыденные вещи с высшими сущностями — ангелы парят над типовыми многоэтажками, Георгий Победоносец поражает змея на фоне карты ночной Москвы, серафимы смотрят со стен заброшенных домов. В экспозиции также много зеркал, позволяющих зрителю в прямом смысле стать частью искусства. Выставку можно посетить по предварительной договоренности до 20 октября.

В необычном месте — историческом подземном переходе между двумя особняками, в которых располагаются Музей промышленности и искусства и временно закрытый на ремонт Музей ивановского ситца, — открыта выставка «Первая материя». Это итог совместной десятидневной арт-лаборатории Школы Родченко и «Первой фабрики авангарда», в которой принимали участие как студенты и выпускники школы, так и местные жители. Во время лаборатории 20 художников исследовали Иваново, вступая в диалог с городом и с друг другом. Кураторами выставки стали Мария Бавыкина, Владислав Ефимов, Алексей Корси, Дмитрий Лукьянов и Олег Макаров.

Выставка «Первая материя».  Фото: Олег Павлов/Фестиваль современного искусства «Первая фабрика авангарда»
Выставка «Первая материя».
Фото: Олег Павлов/Фестиваль современного искусства «Первая фабрика авангарда»

Здесь представлены самые разные медиумы от фото и видео до керамики, металла и найденных объектов.

Например, Катя Янова в работе «Как на Уводи» использует технологию травления по медному текстолиту, дополненную фотографиями элементов женского портрета из экспозиции Музея ивановского ситца. По задумке, очертания местной реки Уводи и старинной живописи создают поэтическую историю и передают мистические взаимосвязи между природным и рукотворным.

Оригинальная работа у Настасьи Киселевой: черно-белый видеоряд из фрагментов конструктивистских зданий с вкраплениями объектов красного цвета. Если посмотреть через специальный фильтр, добавленные элементы исчезают. По мнению автора, так «растворяется время».

К традиционным ценностям в работе «Корни ивановских ситцев» обращается Ольга Сальникова, совместившая самолично сотканное полотно в народном стиле и фарфор с изображением ткацкого станка. Символ технического прогресса как бы произрастает из древних узоров, отсюда и название работы.

Выставка «Текстильная столица: символизм и метафоры».  Фото: Олег Павлов/Фестиваль современного искусства «Первая фабрика авангарда»
Выставка «Текстильная столица: символизм и метафоры».
Фото: Олег Павлов/Фестиваль современного искусства «Первая фабрика авангарда»

Еще одно необычное и забавное произведение — «Доска, скан, скам» Ланы Морозовой. Художница специальным устройством отсканировала уличные картинки — кусочки стрит-арта и просто детские рисунки на асфальте — и перенесла их объемные изображения на дерево. Получилась гигантская манера — традиционная доска для ручной печати на ткани. Так произошел как бы обратный процесс институционализации стрит-арта, когда искусство улиц попадает в музей.

В торговом кластере «Текстиль-Профи», расположенном в историческом здании бывшей фабрики «Красная Талка», проходит выставка «Текстильная столица: символизм и метафоры», совмещающая образы исторического авангарда с современными арт-проектами.

В течение недели зрителей ждет обширная просветительская программа, включающая лекции, экскурсии по городу и выставкам, мастер-классы, спектакли и концерты. Также на последний день фестиваля, 5 октября, в арт-резиденции «Авангард» запланировано открытие выставки «Другая Цветаева. Превью», сопровождающееся перформансом и спектаклем.

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
5
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
6
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
7
Сергей Коненков: место на пьедестале
150-летие скульптора Сергея Коненкова заставляет пристальнее всмотреться в его богатую крутыми поворотами и тайнами биографию и по-новому оценить работы
26.09.2024
Сергей Коненков: место на пьедестале
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+