18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Летатлин» проложил маршрут с Крымского Вала в Монино

Фото: Иван Новиков-Двинский/Государственная Третьяковская галерея
Фото: Иван Новиков-Двинский/Государственная Третьяковская галерея

Шедевр авангарда работы Татлина, с 2017 года находившийся на временном экспонировании в Новой Третьяковке, вернулся в Центральный музей Военно-воздушных сил

Знаменитый «Летатлин» — безмоторный летательный аппарат, созданный Владимиром Татлиным в 1929–1932 годах, окончательно покинул постоянную экспозицию Новой Третьяковки, где он находился на временном хранении с 2017 года.

Как сообщил нашему изданию Игорь Боев, главный музейный хранитель Центрального музея Военно-воздушных сил РФ (ЦМ ВВС) в Монине, «Летатлин» был привезен из Третьяковской галереи в Монино 24 сентября.

Летатлин после реставрации в Новой Третьяковке на Крымском валу.  Фото: Иван Новиков-Двинский/Государственная Третьяковская галерея
Летатлин после реставрации в Новой Третьяковке на Крымском валу.
Фото: Иван Новиков-Двинский/Государственная Третьяковская галерея

«Летатлин» собрали и снова разместили в зале №1, посвященном ранней русской авиации конца XIX века — 1930-х годов, среди других памятников этого периода, в числе которых планер Н.Е.Жуковского, И-16 («Ишак») Н.Н.Поликарпова, полноразмерные макеты летательных аппаратов, корзина от воздушного шара, двигатели начала ХХ века, другие приборы.

В настоящее время ЦМ ВВС и Третьяковская галерея готовят проект «Соглашения о сотрудничестве», в рамках которого в присутствии двухсторонней комиссии сотрудники и реставраторы раз в год будут осматривать и обслуживать экспонат. «Обычно речь идет только об обеспыливании», — говорит Боев.

Пока увидеть «Летатлин» нельзя: для посещения зал №1 пока закрыт — в нем идет реэкспозиция, открытие планируется в октябре.

Летатлин после возвращения в Центральный музей Военно-воздушных сил.  Фото: Центральный музей Военно-воздушных сил
Летатлин после возвращения в Центральный музей Военно-воздушных сил.
Фото: Центральный музей Военно-воздушных сил

Аппарат, являющийся не только важным артефактом истории авиации, но и произведением авангардного искусства, находится в собрании ЦМ ВВС со второй половины ХХ века. В 2016 году было объявлено, что экспонаты музея переедут в недавно основанный парк «Патриот» (в итоге это не было осуществлено). Это привлекло внимание искусствоведов к судьбе «Летатлина», прозвучали призывы передать его в собрание Третьяковской галереи.

Это и произошло в 2016 году, однако «Летатлин» при этом остался на балансе ЦМ ВВС. Сотрудники Третьяковки провели сложнейшую комплексную научно-исследовательскую реставрацию, пересобрав «Летатлин» заново. Работа, которую выполняли специалисты пяти направлений — по дереву, ротангу, ткани, металлу, коже, — в 2019 году была отмечена нашим изданием и включена в шортлист премии The Art Newspaper Russia в номинации «Реставрация года».

Об окончательном решении вернуть «Летатлин» из залов авангарда в залы истории авиации стало известно летом 2024 года: к этому времени в Третьяковской галерее уже не работали главные идеологи перемещения его в экспозицию — директор Зельфира Трегулова, покинувшая этот пост, и куратор Ирина Пронина, скончавшаяся в прошлом году.

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
6
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
7
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+