18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Летатлин» покинет Новую Третьяковку

Махолет «Летатлин» Владимира Татлина. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Махолет «Летатлин» Владимира Татлина.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Государственная Третьяковская галерея вернет единственный сохранившийся махолет Центральному музею Военно-воздушных сил РФ в Монине

В августе шедевр инженерной мысли и одновременно уникальное произведение искусства Владимира Татлина, с 2017 года представленное в Новой Третьяковке, покинет постоянную экспозицию музея. Его вернут в Центральный музей Военно-воздушных сил РФ в поселке Монино.

«У посетителей Государственной Третьяковской галереи есть последняя возможность увидеть знаменитый махолет „Летатлин“ в окружении других работ выдающегося авангардиста Владимира Татлина», — сообщает пресс-служба Третьяковской галереи.

«Летатлин» — единственный сохранившийся безмоторный летательный аппарат, созданный одним из титанов русского авангарда, родоначальником конструктивизма Владимиром Татлиным. Художник задумал его еще в 1920-х, изучал анатомию и полеты птиц, а в 1929–1932 годах реализовал свою идею. Махолет был создан художником в трех почти идентичных экземплярах. Правда, он не полетел, что не отменяет художественной ценности проекта.

Махолет «Летатлин» Владимира Татлина. Фото: Иван Новиков-Двинский / Государственная Третьяковская галерея
Махолет «Летатлин» Владимира Татлина.
Фото: Иван Новиков-Двинский / Государственная Третьяковская галерея

После Великой Отечественной войны одна из конструкций попала в коллекцию Центрального музея Военно-воздушных сил в Монине. В 2016 году «Летатлин» был передан на временное хранение в Третьяковскую галерею. Ее сотрудники провели сложнейшую комплексную научно-исследовательскую реставрацию, пересобрав махолет заново и использовав детали двух других, плохо сохранившихся летательных аппаратов.

В 2019-м The Art Newspaper Russia напомнила о трудной работе по восстановлению концептуального объекта, включив реставрацию «Летатлина» в шорт-лист своей ежегодной премии и отметив, что над махолетом трудились специалисты пяти направлений — по дереву, ротангу, ткани, металлу, коже. Реставраторы работали шаг за шагом, снимая киперную ленту и перкалевую обтяжку, выравнивая металлический трос, держащий линию крыла размахом около 10 м, восстанавливая деревянные нервюры. Ни одна деталь не была заменена новой: сохранили самые крохотные кусочки первоначальной обтяжки шелком и восстановили осыпи на деталях из пробки. Зельфире Трегуловой, которая на тот момент возглавляла Третьяковскую галерею, стоило больших усилий скоординировать действия двух музеев, подчиненных разным ведомствам, чтобы воссозданный «Летатлин» стал частью экспозиции ГТГ.

С 2017 года один из главных символов русского авангарда был выставлен в зале № 8 Новой Третьяковки — в персональном пространстве художника и в окружении знаменитых «контррельефов» Татлина.

Теперь принято решение вернуть экспонат филиалу Центрального музея Вооруженных Сил РФ, расположенному в поселке Монино. Пока данных о том, будет ли выставлен «Летатлин» в его постоянной экспозиции, нет.

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
3
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
4
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
5
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
6
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
7
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+