Первая за почти 200 лет комплексная научная реставрация самого известного полотна «великого Карла», как называли Брюллова современники, подошла к концу. Картина станет одним из главных экспонатов грандиозной выставки, которая откроется 18 октября в Михайловском замке к 225-летию со дня рождения художника.
Юбилейная выставка Брюллова, безусловно, станет одним из главных событий художественной жизни Петербурга в 2024 году. На ней будет представлено более 160 живописных полотен и около 250 акварелей и рисунков «великого Карла». В экспозицию включены работы из коллекций Третьяковской галереи, Эрмитажа, Музея Академии художеств, Музея А.С.Пушкина, ГМЗ «Царское Село», Нижегородского художественного музея, Художественного музея Новгорода и частных собраний Петербурга и Москвы. Многие работы посетители выставки увидят впервые, главным образом — живопись и графику из частных коллекций. Например, портрет детей Витгенштейнов, который был известен по копии из собрания Лидии Руслановой и одно время числился в Третьяковской галерее как оригинал Брюллова. Подлинник находился в частной коллекции в Баварии, потом его приобрели московские коллекционеры. Впервые зрителям представят картину «Христос во гробе», вокруг приобретения которой Русским музеем несколько лет назад возникла конфликтная ситуация. Из Минска в Петербург приедет портрет музыканта М.Ю.Виельгорского, выполненный Брюлловым в 1828 году, — один из первых больших портретов кисти мастера. К выставке подготовлен каталог, куда составители включили и работы, которых не будет в экспозиции, например портрет Авроры Демидовой из коллекции Ростроповича и Вишневской.
С 18 октября 2024 по 12 мая 2025 года.
Команда из пяти опытных реставраторов в течение почти десяти месяцев выполнила весь комплекс работ по реставрации картины — проводила исследования состояния полотна, удаляла старые записи и тонировки, подводила реставрационный грунт в местах прорывов. Кроме того, специалисты по золоченой резьбе вернули оригинальной раме ее прежний блеск.
Работы начались в декабре 2023 года, и тогда же руководство музея приняло беспрецедентное для наших музеев решение: в зале № 86 корпуса Бенуа открыли публичную реставрационную мастерскую — между залом и коридорами музея установили стеклянные перегородки, позволявшие посетителям наблюдать за работой специалистов.
Как рассказали сотрудники музея, полотно «Последний день Помпеи» давно нуждалось в серьезной реставрации.
«Еще 40 лет назад, когда я начинала работать в музее, мы знали, что холст ослаблен, и боялись, что случится катастрофа, — рассказала Елена Столбова, старший научный сотрудник, хранитель отдела живописи XVIII — первой половины XIX века. — Но только в 1995 году было принято решение провести техническую реставрацию картины».
Свое гигантское полотно «Последний день Помпеи» (456,5 на 651 см) Брюллов создавал в Риме, закончив работу к 1833 году. Картина произвела огромное впечатление на итальянцев, на следующий год она получила большую золотую медаль на Парижском салоне, а затем переехала в Петербург и хранилась в Эрмитаже. В 1897 году ее передали в только что созданный Русский музей императора Александра III (теперь — Государственный Русский музей).
За всю историю своего бытования в ГРМ картина множество раз принимала участие в выездных выставках, полотно неоднократно накатывали на валы для перевозки, потом раскатывали. В результате холст сильно истончился и возникла угроза утраты красочного слоя.
В 1995 году музей принял решение провести полную реставрацию шедевра. Но в середине 1990-х выполнили только техническую часть работ: картину укрепили, убрали заплатки, старые кромки и клей с обратной стороны, заделали прорывы. Затем полотно дублировали — это был первый случай в отечественной реставрационной практике, когда дублировали полотно такой площади. Художественную реставрацию тогда, в 1990-е, сделать не успели: картина снова отправилась на гастроли. К этой части реставрации приступили только в конце 2023 года.
«В преддверии юбилейной выставки возникла идея, что решения реставрационного совета 30-летней давности надо выполнить, — рассказала Ольга Кленова, ведущий художник-реставратор высшей категории отдела реставрации станковой масляной живописи, руководитель проекта. — Полотно в идеальном техническом состоянии, что позволило провести всю работу со слоями старых лаков».
По мнению специалистов, картина требовала серьезной расчистки: окисленные смоляные лаки ускоряют процессы старения красочного слоя, его неравномерные подтеки ломают географию пейзажа, глубину, скрывают детали, искажают цвет. Фактически последние почти десять месяцев реставраторы возвращали картине Брюллова ее реальный колорит и объем.
«По сути, этот этап реставрации сводился к работе с лаками и старыми записями, которых было немного, — рассказал Марат Дашкин, заведующий отделом реставрации станковой масляной живописи. — Мы не работали с красочным слоем, он в безупречном состоянии, Брюллов — отличный технолог. Просто, когда лаков становится слишком много, они, окисляясь, могут повлиять на качество живописи. Так что утоньшение лака позволяет не только выявить реальный цвет красок: это еще и профилактическая мера, защищающая авторскую живопись от разрушения».
Кроме того, впервые была отреставрирована родная рама: в ходе ее обследования специалисты обнаружили на одном из крепежных элементов демидовское клеймо 1833 года (Анатолий Демидов был заказчиком картины). Всю свою жизнь рама оставалась в тени живописного полотна, вплоть до осени 2023 года. Сейчас реставраторы укрепили деревянную основу, выполнили консервацию, расчистили многочисленные старые поновления, восстановили деревянные крепления на торцах рамы. В этом Русскому музею помог Эрмитаж: его специалисты передали коллегам фрагменты высушенной древесины дуба, из которой были выполнены утраченные шпонки.
Все работы выполнены при спонсорской поддержке ПАО «Газпром».