18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Эйлин Агар в поисках своего «блестящего момента»

Эйлин Агар, стоящая в дверях отеля Vaste Horizon. Мужен, Франция. 1937.  Фото: Tate
Эйлин Агар, стоящая в дверях отеля Vaste Horizon. Мужен, Франция. 1937.
Фото: Tate
№124, сентябрь 2024
№124
Материал из газеты

Новое издание автобиографии 1980-х годов возвращает к жизни удивительную художницу, которая не считала себя сюрреалисткой, но запомнилась именно в этом качестве. Развитое воображение помогало ей и при написании мемуаров

Художница Эйлин Агар (1899–1991) не любила общепринятых правил. «Как скучно жить в стандартизированном мире!» — заявляла она во «Взгляде на мою жизнь», автобиографии, которую скучной не назовешь. Написанная в 1980-х годах и теперь перевыпущенная, книга рассказывает о блестящем пути от благополучного эмигрантского детства в Буэнос-Айресе (где у матери Эйлин было «несметное множество шляпок») до признания в качестве ведущей художницы-сюрреалистки в Лондоне.

Eileen Agar. A Look at My Life / Вступительное слово Olivia Fraser, предисловие к новому изданию Andrew Lambirth. Thames & Hudson. 320 с.: 93 ил. (52 цв. ил.). £35, $45. На английском языке
Eileen Agar. A Look at My Life / Вступительное слово Olivia Fraser, предисловие к новому изданию Andrew Lambirth. Thames & Hudson. 320 с.: 93 ил. (52 цв. ил.). £35, $45. На английском языке

Связи Эйлин Агар в обществе производят впечатление: тут и лорды, и светские дамы из круга ее экстравагантной матери и сдержанного отца, а среди ее собственных контактов — Махатма Ганди, журналистка Дороти Томпсон, художники Леон Андервуд и Оскар Кокошка, братья-писатели Ивлин и Алек Во. Художники поколения Агар — Гертруда Гермес, Пол Нэш, Роланд Пенроуз — вместе с ней боролись против социальных условностей. Этот конфликт нередко выражался в контрасте между внешним видом и внутренней креативностью. «Снаружи, — пишет она о своей квартире-студии 1930-х годов в лондонском районе Кенсингтон, — входная дверь выглядела обычной, но изнутри это было лицо, похожее на маску: почтовый ящик, образующий рот, гипсовая рука вместо носа, глаза и волосы из искривленных железяк». В этой коллажной среде Агар собирала «сырье», которое «превращала в картины и предметы».

Хотя в книге достаточно места отведено иллюстрациям, демонстрирующим развитие Агар от реализма Школы искусств Слейда до зрелых работ, представленных на ретроспективе 1971 года в лондонском Институте Содружества (теперь здесь Музей дизайна), ее занимательный рассказ лишь изредка фокусируется на творческом импульсе и процессе. Вместо этого в центре повествования оказываются ее отношения с венгерским писателем Джозефом (Йожефом) Бардом, ради которого она оставила первого мужа и которому сделала предложение спустя десятилетие. Они жили параллельными жизнями, полными взаимного вдохновения в искусстве и писательстве; его философствование дополняло ее творческий драйв. «Он заполнял мою голову, а я занимала его сердце», — пишет Агар.

Эйлин Агар, танцующая на крыше. Мужен, Франция. 1937.  Фото: Estate of Eileen Agar
Эйлин Агар, танцующая на крыше. Мужен, Франция. 1937.
Фото: Estate of Eileen Agar

Показательно ссылаясь на любимый отрывок сюрреалистов из «Песен Мальдорора» графа де Лотреамона, художница уподобляет их с Бардом сближение «случайной встрече швейной машинки и зонтика на анатомическом столе». Хотя оба проживали в Лондоне, они установили новые контакты за границей: в Портофино (подружившись с Эзрой Паундом и Уильямом Батлером Йейтсом), в Париже (где Агар училась у Франтишека Фолтина), в Жуан-ле-Пене (с Ли Миллер и Пенроузом, Дорой Маар и Пабло Пикассо) и на Тенерифе (с сюрреалистами Эдуардо и Мод Вестердаль).

Сюрреализм оставался краеугольным камнем репутации Агар с тех пор, как Пенроуз и Герберт Рид пригласили ее участвовать в Международной выставке сюрреалистов в New Burlington Galleries в Лондоне в 1936 году. Сама же она двояко относилась к этому движению, считая многих его участников друзьями, но отрицая, что сюрреализм когда-либо был ее визитной карточкой. Так или иначе, она связана с этим движением хотя бы в силу чуткости к сверхъестественным аспектам мира природы, что отразилось в ее фотографиях причудливых скальных образований в Плуманаке в Бретани, а также творческому исследованию странных сближений и неожиданных сочетаний. Свой подход к жанру коллажа она описала как «замену банального посредством плодотворного вмешательства случая или совпадения».

Эйлин Агар. «Садовник (Голова из листьев)». 1965.  Фото: Сhristie’s
Эйлин Агар. «Садовник (Голова из листьев)». 1965.
Фото: Сhristie’s

Агар пережила Барда и начала мемуары, по ее словам, как «дневник Джозефа» — «книгу, которую должен был написать сам Джозеф». Отрывки из записных книжек Барда сохранились в новом издании, хотя его редактор Эндрю Ламберт стремился, как говорит во введении, обратить внимание на саму Агар. Несмотря на привкус меланхолии, «Взгляд на мою жизнь» все же отражает энтузиазм и энергию долгой и насыщенной жизни художницы. Заявляя, что «фатально было бы сводить вещь только к факту, поскольку воображению нужно пространство для роста», она эффективно устраняет любые провалы в памяти, одновременно достигая высокого темпа повествования, благодаря которому она «ярко возвращается к жизни» — как говорит в предисловии ее внучатая племянница Оливия Фрейзер.

Это красивое новое издание стало частью переоценки творчества Эйлин Агар на фоне недавних исследований Мишеля Реми и Лоры Смит, а также ретроспективы 2021 года, инициированной лондонской галереей Whitechapel. Благодаря неутомимым поискам того, что сама художница называет «блестящим моментом», ее автобиография и сегодня остается увлекательной. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+