18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Покосившаяся земная ось Центрального телеграфа вправлена обратно

Циферблат часов с фасада Центрального телеграфа проходит «полный курс реабилитации».  Фото: Евгений Овсянников
Циферблат часов с фасада Центрального телеграфа проходит «полный курс реабилитации».
Фото: Евгений Овсянников
№124, сентябрь 2024
№124
Материал из газеты

Реставрационные работы в знаменитом здании в центре Москвы продолжаются, и спектр их довольно разнообразен. В частности, для проведения самой хрупкой из процедур пришлось обратиться за помощью в Северную столицу

Здание Центрального телеграфа, построенное в 1925–1927 годах по проекту архитектора Ивана Рерберга, — одно из самых запоминающихся на Тверской улице благодаря размеру, сложной угловой форме, уникальному оформлению фасадов и общему стилю. В отличие от большинства домов на этой магистрали, оно не принадлежит ни к ар-нуво, ни к изводам классицизма, став примером советского ар-деко (или «рационального модерна»).

В постсоветской России здание перестало выполнять свою главную функцию. Хотя на первом этаже и продолжала работать почта, остальные пространства сдавались в аренду под офисы, магазины, кафе. Сооружение постепенно приходило в упадок. Ситуация изменилась в 2019 году, когда оно оказалось в руках единого владельца (ООО «Центральный телеграф» приобрело доли, принадлежавшие ПАО «Ростелеком» и ДОМ.РФ). После этого девелопером проекта реставрации стала компания VOS’HOD, пригласившая для создания архитектурной концепции британское бюро Дэвида Чипперфилда. Процесс, как выражаются в компании, «ревитализации» (то есть реставрации промышленного здания с приспособлением к современному использованию и переосмыслением его функционального наполнения) планируется завершить к 2025 году.

Предполагается, что два нижних этажа займет торговый центр, выше расположатся элитные офисы. Запланированы рестораны, в том числе на последнем этаже — с видовой площадкой на Кремль. Будут и жилые помещения (кстати, до 1950-х годов здесь тоже были квартиры — для руководящих работников телеграфа) — около 30 апартаментов площадью от 112 до 387 кв. м с двусветными пространствами и видовыми террасами. Многоугольный внутренний двор откроют для горожан благодаря дополнительным входам, превратив его в новое общественное пространство с зеленым сквером, кафе и паблик-артом.

На восстановление отправлены декоративные элементы: металлические буквы «телеграф», ажурное ограждение, флагштоки, кронштейны светильников. Фото: Евгений Овсянников
На восстановление отправлены декоративные элементы: металлические буквы «телеграф», ажурное ограждение, флагштоки, кронштейны светильников.
Фото: Евгений Овсянников

Реставрационные работы пока только разворачиваются. Здание обладает статусом объекта культурного наследия, так что к сохранению его исторического облика, по словам застройщика, подходят бережно.

Явственнее всего процесс реставрации отражается на «лице» дома — его наружной отделке. На восстановление отправлены гигантский глобус и часы с колоколом, а также прочие декоративные элементы: металлические буквы «телеграф», ажурное ограждение, флагштоки, кронштейны светильников.

Витражный глобус был снят еще в конце 2023 года: конструкция высотой 2,6 м, в советские годы вращавшаяся, застыла в неподвижности — из-за смещения опорной площадки оси, коррозии каркаса и проблем с электромотором цепного привода. Часть стекол растрескалась, из-за чего внутрь попала вода. Перед демонтажем специалисты расчистили поверхность от застаревших следов клея, вынули стекла. Металлический каркас был разобран на пять частей, сняты центральный несущий вал и редуктор с электродвигателем.

Мастера занимаются изготовлением новых стекол для витражного глобуса, окрашенных по технологиям, которые можно уже назвать старинными.  Фото: Евгений Овсянников
Мастера занимаются изготовлением новых стекол для витражного глобуса, окрашенных по технологиям, которые можно уже назвать старинными.
Фото: Евгений Овсянников

После этого все фрагменты отправились в Санкт-Петербург, в мастерскую ОАО «Специализированное строительное управление – 5» (на счету которой реставрация здания Биржи и сооружений усадьбы «Монрепо»). Здесь глобусом занялись вплотную. Все сохранившиеся части очищены и приведены в порядок, а утраченные воссозданы. В частности, мастера занимаются изготовлением новых стекол, окрашенных по технологиям, которые можно уже назвать старинными — 100 лет ведь прошло. Идет и разработка системы электрической подсветки глобуса, чтобы он снова сверкал над Тверской.

Другая символическая часть декора Центрального телеграфа расположена на противоположном, скошенном углу здания. Это большой циферблат с подсветкой, установленный под самой кровлей. Механизм предположительно был изготовлен в Германии на рубеже XIX–XX веков. На крыше помещен связанный с часами колокол, раньше отбивавший время. Колокол весом 425 кг тоже старше здания: он был отлит на колокольном заводе Николая Самгина до 1832 года (скорее всего, прежде он принадлежал какой-то московской церкви). В апреле этого года колокол был демонтирован и отправлен к тем же петербургским реставраторам, которые очищают его от краски, ржавчины, ликвидируют мелкие дефекты, покрывают антикоррозийным составом и патиной. Вернувшись, колокол опять будет отбивать каждый час. Интересно, понравится ли это жителям элитных апартаментов?

На восстановление отправлены декоративные элементы: металлические буквы «телеграф», ажурное ограждение, флагштоки, кронштейны светильников. Фото: Евгений Овсянников
На восстановление отправлены декоративные элементы: металлические буквы «телеграф», ажурное ограждение, флагштоки, кронштейны светильников.
Фото: Евгений Овсянников

Впрочем, Евгений Якубовский, заместитель генерального директора девелоперской компании VOS’HOD, говорит, что, по некоторым свидетельствам, звон колокола на здании Центрального телеграфа тоже максимально приглушили еще в середине XX века, так как раскатистыми звуками были недовольны жители соседних домов. «Для восстановления функции боя часов мы рассчитаем силу звука так, чтобы звон колокола не доставлял неудобств окружающим», — заверяет он.

С внутренним наполнением здания ситуация сложнее: требуется усиление надземной части, его железобетонных каркасов. Продолжаются работы по расширению подземного уровня, куда выведут инженерные системы, коммуникации, а также устроят паркинг, укрепив фундаменты и грунты. Во внутреннем дворе уже залита фундаментная плита. Несущую схему железобетонного каркаса из балок, колонн и перекрытий планируют оставить открытой в интерьере, чтобы сохранить стиль советской архитектуры. При этом добавят более двух десятков новых лифтов, как грузовых, так и пассажирских. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+