18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Выставка в РОСИЗО предлагает окунуться в мир авангардного звука

Выставка «Практика ощущения. Звук» в РОСИЗО. Фото: РОСИЗО
Выставка «Практика ощущения. Звук» в РОСИЗО.
Фото: РОСИЗО

Проект «Практика ощущения. Звук» обобщает опыт экспериментальной работы со звуком за 100 лет и шаг за шагом раскрывает его для посетителя

На выставке «Практика ощущений. Звук» в музейно-выставочном центре «РОСИЗО» разговор о том, как мы воспринимаем звук, начинается издалека. Кураторы Алина Корень и Алла Цехмистренко предлагают обратиться к истории экспериментальной звуковой культуры, чтобы затем погрузиться в восприятие звука как средства художественной выразительности.

Выставка «Практика ощущения. Звук» в РОСИЗО. Фото: РОСИЗО
Выставка «Практика ощущения. Звук» в РОСИЗО.
Фото: РОСИЗО

В 1920-е — период активного строительства нового общества — музыканты искали соответствующую времени звуковую форму. Возможно, чтобы понять, почему композиторы вводили в произведения звуки окружающего мира, нужно попробовать ответить на вопрос «Где начинается музыка?». Это история о том, как осмыслялась бытовая какофония, постепенно становясь средством выражения: музыканты «препарировали» промышленный шум и создавали произведения, в которых мелодия воспроизводилась заводскими гудками, пистолетными выстрелами («Симфония гудков» Авраамова), грохотом железных листов и бутылок.

Название проекта не зря сосредотачивается на практической части: кураторы предлагают обратиться к экспериментам прошлого. На бутылофоне, например, любой желающий может сыграть две полные октавы.

Выставка «Практика ощущения. Звук» в РОСИЗО. Фото: РОСИЗО
Выставка «Практика ощущения. Звук» в РОСИЗО.
Фото: РОСИЗО

Задача определить отношение к звуку как средству художественной выразительности актуальна всегда. На выставке связь между десятилетиями подчеркивает видео с вещающим из 1980-х композитором Сергеем Курёхиным, который строго размышляет об индивидуальности восприятия гармонии.

Сложно понять, что есть звук, игнорируя тишину. Проект фокусируется не только на выводах музыкантов, что такое тишина и какое место она занимает в музыке. Их цитаты о поиске ответов на этот вопрос закручены в спираль на одной из стен.

Выставка «Практика ощущения. Звук» в РОСИЗО. Фото: РОСИЗО
Выставка «Практика ощущения. Звук» в РОСИЗО.
Фото: РОСИЗО

Например, Джон Кейдж, автор произведения «4′33″», создал безэховую камеру, надеясь обнаружить там тишину, — и нашел звуки сердцебиения, дыхания. Продолжая мысль Кейджа, композитор Ксения Кручински предлагает посетителю превратить исследование в опыт «вслушивания» в окружающее пространство в рамках проекта «В поисках тишины» (2024).

Экспозиция разделена тематически — это «Звук и музыка», «Звук и изобразительное искусство», «Звук и искусство движения».

Выставка «Практика ощущения. Звук» в РОСИЗО. Фото: РОСИЗО
Выставка «Практика ощущения. Звук» в РОСИЗО.
Фото: РОСИЗО

Пространство «Звук и изобразительное искусство» предлагает решить нелегкую задачу: сопоставить произведения художников XX века — живопись, графику, даже скульптуру — и аудиальные произведения. Для представления такого синтеза очень важен выбранный кураторами ракурс.

Цитата
Куратор Алина Корень

«Цель индивидуальной практики, предлагаемой зрителю в разделе „Звук и изобразительное искусство“, направлена на предложение условий для сопоставления визуальных и аудиальных произведений с точки зрения задач и методов их решения художниками и композиторами. Погрузившись в восприятие произведений, задуматься о подходе их авторов к композиции, форме, пространству, фактуре художественного произведения».

Еще…

Разговор особенно интересен в контексте футуристической оперы «Победа над солнцем» (1913) Михаила Матюшина, одного из первых авангардных высказываний на тему синтеза искусств. И на выставке представлена запись самой полной научной реконструкции произведения. Ее впервые в этом году исполнили солисты ансамбля «Студия новой музыки», ведь совсем недавно исследователю Сергею Уварову посчастливилось найти недостающие фрагменты оперы.

«Победа над солнцем», костюмы и декорации для которой создавал Казимир Малевич, наводит на мысль о еще одном соединении — звука и движения, — столь важном для театрального действия. Выставка «Практика ощущения. Звук» в РОСИЗО.

Выставка «Практика ощущения. Звук» в РОСИЗО. Фото: РОСИЗО
Выставка «Практика ощущения. Звук» в РОСИЗО.
Фото: РОСИЗО

Графические изображения на стенах третьего зала подчеркивают популярность темы биомеханики в 20-е годы прошлого столетия. Она нашла свое воплощение на сцене — например, в театре-мастерской «Мастфор», в агиттеатре «Синие блузы».
Одним из первых, кто исследовал тему «человека-машины», был художник Соломон Никритин. Результаты трудов Никритина отчасти легли в основу выступлений проекционного театра, афиши которых представлены теперь на выставке. Посетители выставки могут увидеть часть тех выступлений: некоторые из звуковых практик продемонстрировали на видеозаписи актеры театра голоса «Ла Гол».

Вдохновленный идеей биомеханики, Соломон Никритин сделал в мастерской театра центр по подготовке актеров нового типа. Они должны были прекрасно контролировать сложнейшую систему — собственный организм — для извлечения нужных на сцене звуков. Знаковыми стали выступления, состоящие из физкультурных сценок и акробатических трюков, во время которых актеры произносили реплики.

Выставка «Практика ощущения. Звук» в РОСИЗО. Фото: РОСИЗО
Выставка «Практика ощущения. Звук» в РОСИЗО.
Фото: РОСИЗО

Посетитель выставки также может потренироваться во внимательном отношении к своей пластике. В третьем зале установлен терпситон — изобретение Льва Термена, управляемое сразу всем телом. Это тонкое устройство меняет амплитуду и частоту звука в зависимости от малейшего движения человека, поэтому во время практики тело важно почувствовать и «настроить».

В двух минутах от РОСИЗО, в парке «Горка», представлена еще одна часть выставки, осмысляющая взаимодействие звука и природы. Три звуковые точки с произведениями композитора Ксении Кручински предлагают уникальный опыт: попробуйте перенестись на берег моря в центре Москвы, узнайте голос настоящих птиц среди написанных на синтезаторе или прислушайтесь к тому, что происходит внутри растений.

РОСИЗО
«Практика ощущения. Звук»
До 17 ноября

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+