18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
300-летие Перми отметили выпуском банкноты

В Театре Гонзаги современные художники воскрешают древние мифы

Театральные маски из фондов Музея-заповедника «Архангельское». Россия, XIX в.   Фото: Музей-заповедник «Архангельское»
Театральные маски из фондов Музея-заповедника «Архангельское». Россия, XIX в.
Фото: Музей-заповедник «Архангельское»

В деревянном трюме Театра Гонзаги Музей-заповедник «Архангельское» представляет выставку «Время мифа»

В Театре Гонзаги, в его деревянном трюме, идет выставка «Время мифа», которая объединила работы современных художников, сценические костюмы и их проекты, видеопроекции декораций и предметы из коллекции Музея-заповедника «Архангельское».

Елизавета Минаева. Серия «Гримерка».  2024. Фото: Музей-заповедник «Архангельское»
Елизавета Минаева. Серия «Гримерка». 2024.
Фото: Музей-заповедник «Архангельское»

Трюм с его характерной архитектурой и герметичной средой уподоблен ковчегу, несущему семена существ и культур, способных прорасти после вселенской катастрофы. Сама по себе воспроизводимость этих структур отсылает к цикличности — или же атемпоральности — мифического сознания. Мир, которому предстоит родиться из яйца («Путь» Дины Терентьевой), окружен звуками-первоэлементами: воды, ветра, земли и огня. Позже, с возникновением человеческих цивилизаций, эти первозданные шумы приобретают звучание лиры, хора женских голосов, шагов. Звуковая инсталляция Ольги Бочихиной «После катастрофы» сообщает пространству трюма глубину в его сонорном измерении.

Камалиев Рамзиль. Авторская разработка нагрудного украшения на тему костюма Древнего Египта. 2024. Фото: Музей-заповедник «Архангельское»
Камалиев Рамзиль. Авторская разработка нагрудного украшения на тему костюма Древнего Египта. 2024.
Фото: Музей-заповедник «Архангельское»

Мечту о вечной жизни и священный трепет перед посмертной участью умершего, краеугольные для древних культур, представляют предельно достоверные «псевдозахоронения» Александры Мураш («Найдено летом 1999-го») под эгидой обещающей бессмертие бренным останкам крылатой Исиды, современной интерпретации образа богини в исполнении Рамзиля Камалиева. Дифференциацию божественных функций и сложение античного пантеона, выделение на их фоне сверхчеловека-героя, равно как и их бытование в виде мистерий древнегреческого театра, иллюстрируют бумажные фигуры-макеты студентов Школы-студии МХАТ (Анна Архипова, Александра Беглова-Чаковская, Дарья Корина, Марэтта Новикова). Некоторые из них стали воплощением эскизов Льва Бакста к трагедии «Ипполит» и мимодраме «Орфей»; созданные из простейших материалов, своей грубой текстурой они чувственно передают ощущение «архаики» и актуальность мифа во все времена. Театральные маски, сводящие множество человеческих индивидуальностей к ограниченной типологии эмоций, сродни житейской предзаданности традиционных культур; тоска по мощи архетипов, стоящих за ними, сказывается и в неутолимом желании воплотить на сцене формы древнегреческого театра (маски студентов Школы-студии МХАТ).

Макеты масок античного театра, работы студентов Школы-студии МХАТ. 2024. Фото: Музей-заповедник «Архангельское»
Макеты масок античного театра, работы студентов Школы-студии МХАТ. 2024.
Фото: Музей-заповедник «Архангельское»

Крушение античной религиозной парадигмы с возникновением линейного времени, монотеистических культур, триумфом логики и возможными на этом пути подменами в виде почитания лжецарей и лжегероев являют работы Сергея Мейтува («Амальгама») и костюмы Анастасии Нефёдовой для постановки «Электротеатра „Станиславский“» «Книга висячих садов». Эрзацы традиционных значимых фигур, производимые постмодернистским сознанием, заполняют одинокий индивидуальный поиск и оказываются морским царем Шёнбергом, наводящим ужас на своих креатур, всесильным ученым-богоборцем, осуществляющим попытку оживления («Долгая зима» Сергея Мейтува), анонимным homo sapiens, погребенным под обломками цивилизаций прошлого, кои он, в поисках идентичности, может тасовать по собственному усмотрению.

Анастасия Нефедова, Илья Старилов. Костюмы и видео к спектаклю «Книга висячих садов» (Электротеатр Станиславский, режиссер Б. Юхананов). 2023. Фото: Музей-заповедник «Архангельское»
Анастасия Нефедова, Илья Старилов. Костюмы и видео к спектаклю «Книга висячих садов» (Электротеатр Станиславский, режиссер Б. Юхананов). 2023.
Фото: Музей-заповедник «Архангельское»

Театральный трюм как концептуальная рама оформляет все эти артефакты; именно на сцене театра и сегодня возможно воскресение и мирное событие ушедших культур.

Музей-заповедник «Архангельское»
«Время мифа»
До 29 сентября

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
От романовских драгоценностей до романтики стимпанка: до конца года в музеях страны покажут произведения искусства на самые разные темы
04.09.2024
Главные выставки нового сезона
2
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
3
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
4
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
5
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
Для грандиозной тотальной инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых долгое время не хватало места даже в таком большом музее, как Эрмитаж. Но в конце концов место нашлось — и в этой истории свою роль сыграла магия чисел
26.08.2024
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
6
Уильяма Тёрнера назвали первым художником антропоцена
Выставка в Доме Тёрнера посвящена работам, в которых художник неосознанно фиксировал ранние стадии климатического и экологического кризиса: промышленные дымы, пожары, красные из-за смога закаты
28.08.2024
Уильяма Тёрнера назвали первым художником антропоцена
7
Вспоминая Алена Делона, звезду кино и коллекционера
Миллионам людей по всему миру Ален Делон, чьи похороны пройдут 24 августа, известен как харизматичный актер, хотя его страсть к коллекционированию могла бы посоперничать с кино
23.08.2024
Вспоминая Алена Делона, звезду кино и коллекционера
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+