18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже

Инсталляция «Памятник исчезнувшей цивилизации» Ильи и Эмилии Кабаковых в Главном штабе. Государственный Эрмитаж.  Фото: Дмитрий Сироткин/Государственный Эрмитаж
Инсталляция «Памятник исчезнувшей цивилизации» Ильи и Эмилии Кабаковых в Главном штабе. Государственный Эрмитаж.
Фото: Дмитрий Сироткин/Государственный Эрмитаж
№123, июль-август 2024
№123
Материал из газеты

Для грандиозной тотальной инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых долгое время не хватало места даже в таком большом музее, как Эрмитаж. Но в конце концов место нашлось — и в этой истории свою роль сыграла магия чисел

Двадцать лет назад, в июне 2004 года, в Главном штабе Эрмитажа открылась выставка «Илья и Эмилия Кабаковы: „Случай в музее“ и другие инсталляции». Это было долгожданное — и триумфальное — возвращение на родину классиков концептуализма. Позже Эмилия Кабакова вспоминала: «Для нас это было, с одной стороны, невероятно сильное впечатление от „возвращения”, а с другой — мы испытали там странное чувство, что мало кто, кроме очень близких нам по духу и по мировоззрению людей, понял содержание [этой выставки]». Так или иначе, но та выставка положила начало традиции дарения Кабаковыми своих произведений Эрмитажу. Тогда были переданы в дар инсталляции «В шкафу» (1997) и «Туалет в углу» (1992). В 2008 году художники подарили Эрмитажу инсталляцию «Красный вагон», сделанную для выставки в Музее современного искусства «Гараж». В апреле этого года ее заново открыли для публики после реставрации. А летом открывается грандиозная тотальная инсталляция под названием «Памятник исчезнувшей цивилизации», которую авторы подарили Эрмитажу в 2014 году, через пару лет после того, как она была показана в Москве, в галерее Red October.

Инсталляция «Памятник исчезнувшей цивилизации» Ильи и Эмилии Кабаковых в Главном штабе. Государственный Эрмитаж.  Фото: Дмитрий Сироткин/Государственный Эрмитаж
Инсталляция «Памятник исчезнувшей цивилизации» Ильи и Эмилии Кабаковых в Главном штабе. Государственный Эрмитаж.
Фото: Дмитрий Сироткин/Государственный Эрмитаж

Впервые проект был представлен в 1999 году в Палермо. Он объединяет 37 разных инсталляций, состоящих из 140 самостоятельных работ, коллажей и текстов, посвященных фрагментам покинутого пространства, прообразом которого стал СССР.

Желание создать грандиозный проект, посвященный цивилизации, в которой Илья Кабаков родился и жил, возникло еще во время существования Советского Союза и лишь усилилось после его краха. «Это желание дать какой-то образ этого места — конечно, не объективный, а такой, каким я его видел и чувствовал, то есть крайне субъективный», — рассказывал Кабаков.

По словам куратора, заведующей отделом современного искусства музея Марины Шульц, на ретроспективе Кабаковых 2018 года в Эрмитаже показать работу не удалось: не хватило места. И вот «Памятнику исчезнувшей цивилизации» отдают весь Белый зал на третьем этаже Главного штаба. Через 20 лет после исторической выставки-возвращения и через 10 после получения инсталляции в дар.

Государственный Эрмитаж
«Памятник исчезнувшей цивилизации»
До 1 июня 2025

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+