18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. Спасо-Андроников монастырь.  Фото:  E. O./Фотобанк Лори
Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. Спасо-Андроников монастырь.
Фото: E. O./Фотобанк Лори

Андроникову монастырю — одному из старейших в Москве, наделенному статусом особо охраняемой территории, — требуется реставрация из-за благоустройства, что велось у его стен

Проблемы с западными стенами ХVI века в Андрониковом монастыре, который занимает Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, начались после благоустройства парковой территории у входа в монастырь. Коммунальщики убрали старую историческую отмостку из белого камня с внешней стороны монастыря. Вместо нее положили бетонную, а пешеходные дорожки вдоль стен подняли на 25–30 см. По словам дирекции Музея имени Андрея Рублева, работы по благоустройству в охранной зоне у стен памятника проводились без проекта, согласованного с Департаментом культурного наследия города Москвы

Западная стена Спасо-Андроникова монастыря.  Фото: Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва
Западная стена Спасо-Андроникова монастыря.
Фото: Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва

«Мы зафиксировали факт намокания стен, лужи и написали об этом в Минкультуры и Департамент культурного наследия, в префектуру ЦАО, мэру Москвы Сергею Собянину. Нам шлют отписки. Чтобы вода не скапливалась, нужно опустить дорожки на прежний уровень. Нам сообщили, что даны поручения, еще год назад, но ничего не происходит. Проблемы пока не видны, но стены подмывает, зимой вода замерзает и расширяется. Это ведет к разрушению памятника», — говорит директор Музея имени Андрея Рублева Михаил Миндлин.

Справка
Андроников монастырь

На территории Андроникова монастыря, основанного в 1350-х годах и названного именем ученика Сергия Радонежского, расположены древнейшие каменные постройки Москвы. Здесь находится Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Именно в Спасо-Андрониковом монастыре принял постриг и подвизался Андрей Рублев. Фрагмент его росписи сохранился в алтаре Спасского собора — древнейшего храма Москвы за пределами Кремля. В этом монастыре встречали войско Дмитрия Донского после победы на Куликовом поле. Здесь захоронены герои Куликовской битвы, Великой Северной и Семилетней войны, войны 1812 года, московские градоначальники, семьи Волконских, Трубецких, Суворовых, Мусиных-Пушкиных, Римских-Корсаковых и других известных династий. Ансамбль бывшего монастыря имеет статус особо ценного объекта культурного наследия федерального значения

Еще…

Благоустройство в Рогожской слободе проводилось в 2021 году. Получилось красиво, но с нарушениями. С тех пор дирекция музея ведет переписку с заказчиком — префектурой ЦАО и организацией-подрядчиком — ГБУ «Автомобильные дороги», которая благоустраивала сквер. Министерство культуры, Департамент культурного наследия и мэр Москвы в курсе ситуации. 19 августа музей направил Сергею Собянину повторное письмо с просьбой предпринять меры и переделать дорожки и отмостки. Пока ждет ответ

Северо-западная стена Спасо-Андроникова монастыря.  Фото: Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва
Северо-западная стена Спасо-Андроникова монастыря.
Фото: Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва

Вторая проблема возникла тоже три года назад, но пришла с северо-запада. Рядом со стенами XVII–XVIII веков обновляли железнодорожные пути и прокладывали подземные коммуникации. В результате монастырская стена и здания пошли трещинами. Сначала появилось десять, сейчас — уже более 100. Повреждения заметны не только на стенах и башнях, но и на исторических зданиях архитектурного комплекса, в частности на Одностолпной трапезной палате (1504–1506), церкви Михаила Архангела (1691), усыпальнице бояр Лопухиных, Братском корпусе (XVII — начало XVIII). Причину выявил геотехнический мониторинг, проведенный Институтом географических информационных технологий (ИГИТ) — профильной организацией, которая специализируется на обследовании памятников культурного наследия. Он констатировал осадку фундамента — в диапазоне от 10,2 до 14,2 мм. Невооруженным глазом трещины заметны на стенах постоянной экспозиции Музея имени Андрея Рублева, где представлены древние иконы.

Дело дошло до суда. Музей подал иск к РЖД, которые выступали заказчиком проекта по расширению железнодорожных путей на эстакаде Э2 и моста через Яузу. Проектировщиком выступила компания ООО «Питергазстройинжиниринг». Его реализацией занималась компания ООО «ОргСтройПроект». Очередное заседание состоялось 19 августа в Арбитражном суде Москвы — после объяснения сторон слушания перенесены на 27 августа.

Северо-западная стена Спасо-Андроникова монастыря.  Фото: Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва
Северо-западная стена Спасо-Андроникова монастыря.
Фото: Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва

«Либо проектировщик выпустил некорректный проект, либо строители нарушили технологию или проектное решение. Мы видели акт обследования, который проектировщик приложил к своему проекту. На нем, помимо исторических объектов, есть кафе, которое в реальности давно снесено. На его месте мы построили временное деревянное помещение для администрации музея. Странно, что там написано, будто бы в церкви Архангела Михаила (заложена в 1691 году по заказу Евдокии Лопухиной ) железобетонные перекрытия. К нам никто не обращался за технической документацией по объектам, и никто не проводил обследования на территории музея и в непосредственной близости от него. Похоже, просто взяли фото из Сети и даже не приходили в монастырь посмотреть все своими глазами. Необходимо было до подземных работ провести обследования, изучить почву, сделать шурфы в зоне архитектурного памятника», — сетует Миндлин.

Чтобы исправить эту ситуацию, нужно сделать проект научной реставрации. Объявить конкурс на его реализацию. И бережно восстановить поврежденное. На это могут уйти годы.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+