18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Маяковского провели от мема к мифу и обратно

Осип Брик. Владимир Маяковский на острове Нордерней. Германия, 1923. Фото: Государственный музей В.В.Маяковского
Осип Брик. Владимир Маяковский на острове Нордерней. Германия, 1923.
Фото: Государственный музей В.В.Маяковского

На выставке в Центре «Зотов» агитационные «Окна РОСТА» трактуются как протомемы

Сегодня даже не обязательно читать прессу, чтобы быть в курсе громких новостей: хочешь не хочешь, а они настигнут тебя в виде мемов. В 1919–1921 годах производителями таких «мемов» на злобу дня выступали поэт Владимир Маяковский и карикатурист Михаил Черемных (эпизодически к ним подключались и другие авторы).

Неизвестный фотограф. Cлева направо: Алексей Кручёных, Давид Бурлюк, Владимир Маяковский, Бенедикт Лившиц и Николай Бурлюк. Москва, 1913.  Фото: Государственный музей В.В.Маяковского
Неизвестный фотограф. Cлева направо: Алексей Кручёных, Давид Бурлюк, Владимир Маяковский, Бенедикт Лившиц и Николай Бурлюк. Москва, 1913.
Фото: Государственный музей В.В.Маяковского

Вместе они делали агитплакаты с комическими рисунками и хлесткими подписями. Это были легендарные «Окна сатиры РОСТА»: окна, потому что выставлялись в пустующих магазинных витринах (со временем диапазон локаций расширился), а РОСТА, потому что выпускались под эгидой Российского телеграфного агентства. В годы Гражданской войны, когда типографии из-за дефицита бумаги работали с перебоями, тиражируемые вручную новости в картинках позволяли оперативно доносить до народа сводки о «борьбе с Врангелем и с тифозной вошью». По случаю 105-летия с момента появления первого такого «окна» Центр «Зотов» открыл выставку «Мем. Маяковский медиа», где собраны как подлинные плакаты, придуманные поэтом, так и другие занятные экспонаты.

Выставка «Мем. Маяковский медиа» в Центре «Зотов».  Фото: Центр «Зотов»
Выставка «Мем. Маяковский медиа» в Центре «Зотов».
Фото: Центр «Зотов»

Кураторы выставки Полина Стрельцова, Наталья Стрижкова и Гаянэ Арутюнян тестируют новый способ разговора со зрителем — через аналогии с современными явлениями. Если «Окна РОСТА» рассматриваются здесь как мемы, то сам Маяковский — как ньюсмейкер, арт-директор и просто медийная персона (тут хочется пойти еще дальше и в духе времени назвать его агитработу «коллабом» с партией). Через окна-мемы выставку проветрили от пугающей молодежь и неспециалистов научности, раскрыв тему наглядно и доступно.

Выставка «Мем. Маяковский медиа» в Центре «Зотов».  Фото: Центр «Зотов»
Выставка «Мем. Маяковский медиа» в Центре «Зотов».
Фото: Центр «Зотов»

Кстати, для Маяковского вопрос «понятности» сочиненных им строк был по-настоящему животрепещущим — поэт не раз возвращался к нему в стихах и статьях. В экспозиции можно ознакомиться с запиской, которую ему подали на одном из выступлений. «Не только какой-то один человек вас не понимает, а широкие рабочие массы», — пишет аноним. И это при том, что поэт считал себя голосом этих самых «широких масс». В конечном счете не стихи, а именно «Окна РОСТА» позволили Маяковскому изъясняться с рабочими и крестьянами на одном языке — «шершавом языке плаката». Его четверостишия из «Истории про бублики и про бабу, не признающую республики» — один из самых заметных плакатов в экспозиции — звучат почти как частушки.

Выставка «Мем. Маяковский медиа» в Центре «Зотов».  Фото: Центр «Зотов»
Выставка «Мем. Маяковский медиа» в Центре «Зотов».
Фото: Центр «Зотов»

«Окна РОСТА» — та же «Библия бедных», только говорящая о насущном, а не о вечном. Даже совсем малограмотным был доступен заложенный авторами месседж, он раскрывался через понятные визуальные образы: ворон — разруха, скелет — голодуха. Персонаж красного цвета всегда положительный: красноармеец, пролетарий. А буржуй и капиталист, в свою очередь, зелен, пузат и зубаст.

Чтобы оперативно, за два-три дня, отрисовать несколько десятков, а то и сотен плакатов, художники не только привлекали друзей и родных (Маяковскому помогали и мать, и сестры, и Лиля Брик), но и использовали трафареты — для выставки раздобыли несколько штук. А еще кураторы обустроили интерактивную зону, где с помощью мини-трафаретов и валиков с краской можно создать собственные «окна» небольшого формата.

Выставка «Мем. Маяковский медиа» в Центре «Зотов».  Фото: Центр «Зотов»
Выставка «Мем. Маяковский медиа» в Центре «Зотов».
Фото: Центр «Зотов»

Маяковский, по воспоминаниям современников, делал плакаты, расстилая бумагу на столе или прямо на полу. «Красок почти не было, брали любую, чуть размешивая на слюне», — это уже писал он сам. На знаменитом портрете кисти Александра Дейнеки из коллекции Государственного литературного музея реальность словно прошла через соцреалистический фильтр: Маяковский здесь работает, гордо выпрямившись во весь рост, а позади — целое ведро синей краски. Забронзовевшему, превращенному в миф поэту посвящен стенд в виде мрачного черного мавзолея. Этот раздел заставляет вспомнить слова Бориса Пастернака о том, что культивирование Маяковского — с подачи Сталина — как «лучшего, талантливейшего поэта советской эпохи» стало его второй смертью.

Выставка «Мем. Маяковский медиа» в Центре «Зотов».  Фото: Центр «Зотов»
Выставка «Мем. Маяковский медиа» в Центре «Зотов».
Фото: Центр «Зотов»

Можно сказать, что обратно к жизни его вернули ленинградские художники во главе с Тимуром Новиковым. В 1986 году они создали Клуб друзей Маяковского, избрав поэта «первой советской поп-звездой» и ориентируясь на него как на икону стиля. Кураторы заполучили из «МИРА коллекции» фломастерный портрет работы Георгия Гурьянова, где Маяковский изображен примерно как Мэрилин Монро у Энди Уорхола. Другой член клуба, Андрей Хлобыстин, воспроизвел для выставки свой объект конца 1980-х годов, визуально рифмующийся с собранными здесь агитплакатами.

Зрителя, разумеется, не могли оставить без настоящих мемов — для этого пригласили Антона Гудима, чьи работы находятся в «сохраненках» у тысяч пользователей соцсетей. Не исключено, что сам Маяковский относился бы сегодня к мемам как к искусству, со всей серьезностью — так же, как к своим агиткам. И справедливо: еще при его жизни, в 1929 году, в Третьяковке прошла целая выставка, посвященная «Окнам РОСТА». Но и спустя столетие, в новых контекстах, на них не скучно смотреть: хоть как на мемы, хоть как на комиксы, хоть как на ранний пример паблик-арта. Как говорится, не «баян», а классика.

Центр «Зотов»
«Мем. Маяковский медиа»
До 20 октября

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+