18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Старинная синагога в итальянской Сиене приходит в себя после землетрясения

Неоклассический интерьер синагоги, построенной по проекту флорентийского архитектора Джузеппе дель Россо в 1786 году, украшен элементами декора в стиле рококо. Фото: Sinagoga e Museo Ebraico
Неоклассический интерьер синагоги, построенной по проекту флорентийского архитектора Джузеппе дель Россо в 1786 году, украшен элементами декора в стиле рококо.
Фото: Sinagoga e Museo Ebraico
№123, июль-август 2024
№123
Материал из газеты

Средства на реставрацию, которая понадобилась из-за дестабилизации старинного здания вследствие подземных толчков, собирались с помощью краудфандинга. Необходимая сумма набралась довольно быстро, и восстановление тоже не должно затянуться

Неоклассический интерьер синагоги, построенной по проекту флорентийского архитектора Джузеппе дель Россо в 1786 году, украшен элементами декора в стиле рококо. В ней находится разнообразная ритуальная утварь, в том числе кресло пророка Элияу и менее крупные объекты, хранящиеся в синагогальном ковчеге с мраморными колоннами. Мемориальные таблички напоминают о столетиях преследований — от погрома 1799 года до депортации в нацистские лагеря смерти в 1943 году.

Здание синагоги в основном работает как музей с платным входом, но периодически здесь проводятся службы.

В результате землетрясения силой 3,5 балла, произошедшего в феврале 2023 года, потолочные балки соседних зданий сдвинулись вбок, дестабилизировав свод и крышу синагоги. Вход пришлось отгородить, так что посетители могли лишь заглянуть в молитвенную комнату, но не войти внутрь. Службы пришлось перенести на женский балкон на верхнем этаже.

Минувшей осенью Еврейская община Флоренции запустила кампанию по сбору средств на реставрацию, которая, как ожидается, обойдется в €368 тыс. К началу мая было собрано около 90% этой суммы. До того, в апреле, по совместной инициативе общеевропейской федерации культурного наследия «Наша Европа» (Europa Nostra) и Института Европейского инвестиционного банка (EIB) сиенскую синагогу включили в список из семи наиболее уязвимых памятников и объектов наследия Европы. Бретт Лалонде, вице-президент Еврейской общины Флоренции, рассказала The Art Newspaper, что это очень помогло привлечь пожертвования.

Специалисты сначала стабилизируют свод, затем отремонтируют крышу здания и вернут неоклассическим украшениям их пер- воначальное великолепие. Фото: Sinagoga e Museo Ebraico
Специалисты сначала стабилизируют свод, затем отремонтируют крышу здания и вернут неоклассическим украшениям их пер- воначальное великолепие.
Фото: Sinagoga e Museo Ebraico

Реставрационные работы начались в мае и, как ожидается, продлятся три месяца. Специалисты сначала стабилизируют свод, затем отремонтируют крышу здания и вернут неоклассическим украшениям их первоначальное великолепие.

Под угрозой находятся и другие объекты еврейского наследия по всей Италии. Еврейское население страны сократилось до приблизительно 28 тыс. с 47 тыс. в 1938 году, синагоги были снесены, осквернены, переделаны в церкви, превращены в музеи или заброшены. По оценке Анны Ди Кастро, архивариуса Еврейской общины Флоренции, лишь около 20 синагог сегодня продолжают выполнять религиозные функции.

Последние восемь лет Фонд еврейского культурного наследия в Италии (FBCEI) ведет каталогизацию объектов еврейского наследия и фиксирует их состояние. Президент FBCEI Дарио Дизеньи рассказывает, что срочной реставрации требуют многие еврейские кладбища, а также синагоги, в числе которых синагога в Кьери, которая сейчас находится в частной собственности и не используется по религиозному назначению. Муниципалитет пытается выкупить ее, чтобы вернуть еврейской общине. Дизеньи считает, что реставрация здания обойдется приблизительно в €800 тыс. и что его следует превратить в музей.

Сотни тысяч евро, необходимые для реставрации сиенской синагоги, были собраны очень оперативно, и не менее оперативно здесь ведутся восстановительные работы.  Фото: Sinagoga e Museo Ebraico
Сотни тысяч евро, необходимые для реставрации сиенской синагоги, были собраны очень оперативно, и не менее оперативно здесь ведутся восстановительные работы.
Фото: Sinagoga e Museo Ebraico

По словам президента FBCEI, Министерство культуры Италии рассматривает возможность возобновить практиковавшееся в период с 2005 по 2009 год регулярное выделение бюджетных средств на охрану и восстановление еврейского наследия. Он рассказывает, что недавно ведомство выделило крупную сумму на создание двух новых еврейских музеев — в Риме и Милане — и пообещало €2,5 млн на восстановление некоторых частей венецианского еврейского гетто.

Несмотря на это, бремя сбора средств на восстановление ложится, как правило, на еврейские общины. В марте 2023 года на фасаде здания синагоги во Флоренции выявили конструкционные проблемы, вызванные износом. Еврейская община города собрала €88 тыс. за счет частных пожертвований и краудфандинга и отреставрировала здание, которое вновь открылось в апреле этого года.

Что касается сиенской синагоги, то она, как говорит Ги Клосс, исполнительный вице-президент Europa Nostra и бывший декан Института EIB, «выглядела как объект, за который нужно было браться прямо сейчас: либо действовать быстро, либо придется вести дополнительные восстановительные работы в будущем». 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+