18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Бронция Коллер-Пинель: вновь открытая фигура венского Сецессиона

Бронция Коллер-Пинель. «Сильвия Коллер с птичьей клеткой». 1907- 1908.  Фото: Sammlung Eisenberger, Wien
Бронция Коллер-Пинель. «Сильвия Коллер с птичьей клеткой». 1907- 1908.
Фото: Sammlung Eisenberger, Wien
№122, июнь 2024
№122
Материал из газеты

Антисемитская атмосфера нацистского периода едва не стерла из истории искусства воспоминания о художнице. Персональная выставка в Вене показывает качество ее живописи и рассказывает о вкладе в художественную жизнь Австрии первой трети ХХ века

Художественная карьера Бронции Коллер-Пинель (урожденной Брониславы Пинелес) длилась недолго. Два десятилетия художница выставлялась в Вене рядом с Густавом Климтом, но к началу 1930-х она — как женщина и как еврейка — вынуждена была уйти в тень. Ее наследие оставалось почти позабытым долгие годы после Второй мировой вой­ны. Персональная выставка в венском Бельведере должна по праву вернуть ее в круг художников венского Сецессиона.

Бронция Пинель (1863–1934) родилась в еврейской семье в Галиции (на территории современной Польши). В 1873 году они пере­ехали в Вену. Академическое образование для женщин в те годы было недоступно, так что девушке пришлось брать частные уроки. Позже Бронция отправилась в Мюнхен, где обучалась в Женской академии. Там она начала работать в стилистике мюнхенской школы живописи, используя насыщенные цвета и жесткие контуры. Вернулась в Вену в 1890 году, регулярно участвовала в выставках в венском Доме художников, в 1893 году выставлялась на Всемирной выставке в Чикаго.

Выставка «Бронция Коллер-Пинель» в Вене. Фото: Belvedere, Wien
Выставка «Бронция Коллер-Пинель» в Вене.
Фото: Belvedere, Wien

В 1896 году художница в салоне Розы Майредер, австрийской писательницы, музыканта и феминистки, познакомилась со своим будущим мужем Хуго Коллером, ученым и врачом. Супруги окончательно обосновались в Вене в 1902 году, и Бронция Коллер-Пинель с готовностью восприняла влияние венского модернизма: плоскостную композицию, изящный контур и светлые оттенки цвета. В 1908-м она показала свои работы в Доме художников рядом с произведениями Густава Климта. Эти годы были венцом ее карьеры. Женщина со средствами, Коллер-Пинель держала художественный салон и заказала оформление квартиры в Вене и загородного дома в Обервальтерс­дорфе знаменитым художникам и дизайнерам Коломану Мозеру и Йозефу Хоффману.

В 1912 году ее работы участвовали в выставке «Зондербунд», собравшей в Кельне все самые крупные имена европейского искусства того времени — от ван Гога до Пикассо. Кроме того, Коллер-Пинель активно участвовала в основании новых объединений художников, например Нового венского Сецессиона. В 1918-м художница познакомилась с Эгоном Шиле, но развитию отношений помешала его смерть в том же году.

На заключительном этапе карьеры Коллер-Пинель обменивалась идеями со своей дочерью Сильвией, учившейся у экспрессиониста Карла Хофера, и проявила интерес к направлению «новая вещественность». К началу 1930-х художница вынуждена была отойти в тень, как минимум из-за еврейского происхождения. После вой­ны Сильвия Коллер старалась продвигать наследие матери, так что теперь немало ее работ хранится в музейных собраниях.

Выставка «Бронция Коллер-Пинель» в Вене. Фото: Belvedere, Wien
Выставка «Бронция Коллер-Пинель» в Вене.
Фото: Belvedere, Wien

На выставке представлены произведения художницы, датирующиеся ­1900–1920-ми годами, в том числе автопортрет 1905 года, на котором Бронция предстает как брюнетка с резкими чертами лица, силуэт которой контрастен фону. В 1907–1908 годах художница написала портрет Сильвии, тогда подростка, с птичьей клеткой: фигура девочки в красном платье, решетка клетки и плитки пола создают беспокойное равновесие.

«Антисемитская атмо­сфера нацистского периода стерла из истории искусства воспоминания о вкладе Коллер-Пинель, — говорит генеральный директор Бельведера Стелла Роллинг. — Персональная выставка показывает качество ее живописи и заставляет вспомнить о ее вкладе в художественную атмосферу Вены 1900-х годов».  

Бельведер
«Бронция Коллер-Пинель»
До 8 сентября

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+