18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Кирилл Кондратьев: «Зарайский музей удивляет тех, кого трудно удивить»

Директор Государственного музея-заповедника «Зарайский кремль» Кирилл Кондратьев.  Фото: Государственный музей-заповедник «Зарайский кремль»
Директор Государственного музея-заповедника «Зарайский кремль» Кирилл Кондратьев.
Фото: Государственный музей-заповедник «Зарайский кремль»
№122, июнь 2024
№122
Материал из газеты

Директор музейного комплекса «Зарайский кремль» Кирилл Кондратьев обладает талантом рассказывать истории. В интервью не вошло и четверти из них, но, надеемся, и этого будет достаточно, чтобы прочитать и тут же поехать в Зарайск

Как получилось, что уже половину жизни, без малого 20 лет, вы работаете в зарайском музее?

Я учился в коломенском пед­институте (сейчас это университет). Поиски материалов к семинару по краеведению в Зарайске привели в музей. Так мы познакомились, и меня пригласили в штат. Я вышел на работу 20 октября 2005 года — в тот день выдавали аванс. Потом стал хранителем коллекции, заведующим фондами (наверное, одним из самых молодых в стране на такой ответственной должности). Параллельно окончил вуз, аспирантуру Института российской истории РАН. В 2012 году перешел в музейный отдел Минкультуры Московской области, участвовавший тогда в реализации самых разных проектов — от туризма до управления объектами культурного наследия. Опыт двух с половиной лет профильной госслужбы трудно чем-то компенсировать.

ДОСЬЕ
Кирилл Кондратьев
Директор Государственного музея-заповедника «Зарайский кремль»

1986 родился в Зарайске
2008 окончил Коломенский педагогический институт
2011 окончил аспирантуру Института российской истории РАН
С 2015 директор Государственного музея-заповедника «Зарайский кремль»

Автор статей, теле- и радиопередач по истории Зарайска, куратор музейных выставок. Заслуженный работник культуры Московской области.

Еще…

А Зарайск тем временем оживал. Первый официальный визит нынешнего губернатора Подмосковья Андрея Воробьева (тогда еще в ранге и.о.) состоялся именно в Зарайск. Город получил помощь не словом, а делом. В 2013-м вернулась икона Николы Зарайского XVI века, с 1966 года хранившаяся в Музее имени Андрея Рублева в Москве. Начались реставрация кремля и подготовка новой экспозиции музея. Так уж сложилось, что других «зарайских» в министерстве не было, и молодого сотрудника привлекли к таким ответственным проектам, а потом предложили стать директором музея. В 2015-м мне было 28 лет. В области я был самым молодым музейным директором.

Коллекции музея сегодня размещаются в старинном здании Присутственных мест.  Фото: Государственный музей-заповедник «Зарайский кремль»
Коллекции музея сегодня размещаются в старинном здании Присутственных мест.
Фото: Государственный музей-заповедник «Зарайский кремль»

В каком состоянии вы застали музей?

Когда я пришел в ранге директора, музей только полгода как открылся в кремле, но еще предстояло оборудовать хранилища, реставрировать кремль, оформлять землю — много еще чего, а главное — искать людей. Не могу сказать, что мы начинали с нуля: это неуважительно по отношению к предшественникам. Просто надо было наращивать обороты. Сегодня мы принимаем по 100 тыс. посетителей в год, а в 2015-м было около 20 тыс.

Как вы позиционируете музей?

Наша миссия — сохранение коллективной памяти этого места. Зарайску повезло: это одно из двух в Подмосковье исторических поселений федерального значения (второе — Коломна). Основной объект показа у нас — Зарайский кремль, именно он в первую очередь притягивает туристов. А музейная экспозиция становится неожиданным и приятным открытием. В книге отзывов часто пишут, что не ожидали увидеть в маленьком городе такой замечательный музей. Об истории вообще — большие столичные музеи, но об этом уникальном месте можем только мы!

Вид на Зарайский кремль с высоты птичьего полета.  Фото: Государственный музей-заповедник «Зарайский кремль»
Вид на Зарайский кремль с высоты птичьего полета.
Фото: Государственный музей-заповедник «Зарайский кремль»

Есть расхожее представление об однотипности и скудности провинциальных музеев — а у нас роскошная коллекция портретов, мебели, фарфора. Мы любим принимать коллекционеров. У них свой взгляд, их труднее удивить — а мы удивляем. Музей был создан в мае 1918 года. Я всегда подчеркиваю, что мы не комплектовались из государственного Музейного фонда, наша коллекция отражает вкусы людей, которые в Зарайске и вокруг него жили. Это родные вещи для этой территории, мы можем рассказать о каждой. Не мы, музей, это собрали, но мы сохранили.

Музей начался с поступления коллекции графини Марии Келлер. Многие приезжают в Зарайск, чтобы увидеть ее портрет, написанный Львом Бакстом, одну из немногих больших живописных работ художника, оставшихся в России. Тому, что Мария Александровна сделала родовую усадьбу в Сенницах чем-то вроде семейного музея, мы во многом обязаны богатством своего собрания.

Когда спрашивают о любимом экспонате, я всегда называю портрет ее деда — Михаила Виельгорского (1788–1856). У нас хранится его «эталонное» (по нему позже делали гравюры) изображение, выполненное Францем Крюгером в технике «черный мел». Удивительный человек, без которого не было бы золотого века русской культуры в том виде, каким мы его знаем. Он дружил с Пушкиным и подсказал ему сюжет «Медного всадника», он организовал аукцион по выкупу из крепостничества Тараса Шевченко, редактировал «Жизнь за царя» Глинки, впервые привез в Петербург Листа. Его салон в шутку называли маленьким министерством изящных искусств. Сейчас у нас проходит посвященная ему выставка.

Выставка, посвященная Михаилу Виельгорскому.  Фото: Государственный музей-заповедник «Зарайский кремль»
Выставка, посвященная Михаилу Виельгорскому.
Фото: Государственный музей-заповедник «Зарайский кремль»

Зарайск очаровывает. Часто повторяю фразу из статьи путешественника XIX века: «Город обстроен правильно». Он как-то особенно комфортен для человека. Каким-то удивительным образом здесь пересекались судьбы многих талантливых людей. Мы сохраняем этот genius loci, гений места.

А самый уникальный экспонат — доисторический бизон?

Да, статуэтка бизона из бивня мамонта. Ее нашли в 2001-м, а в 2005-м — еще двух палеолитических Венер. Бизон к тому же звезда с глянцевой обложки: он украсил собой каталог выставки «Искусство ледникового периода. Зарождение современного разума», организованной в 2013-м Британским музеем. Далеко не всё мы можем показать: в музее хранится 50 тыс. предметов основного фонда и более 200 тыс. — научно-вспомогательного, в том числе археологических находок.

Расскажите о двух ваших филиалах — музее Голубкиной и усадьбе Достоевского.

Музей Анны Голубкиной организовали в 1970-е годы в ее родном доме. Здесь мы рассказываем о ее творческом наследии, но всегда смещаем акцент на человеческое. В Зарайске ею были созданы известнейшие работы, но, на мой взгляд, самый интересный экспонат — обычная крынка, оклеенная разноцветными осколками. Так она учила племянников сочетать цвета. Коллекцию мы пополняем. Вот недавно выкупили Библию, принадлежавшую деду скульп­тора, Поликарпу Сидоровичу. В XXI веке Анна Голубкина, гений пластического искусства, притягивает к себе еще и как пионер женской эмансипации в России.

Музей Анны Голубкиной организовали в 1970-е годы в ее родном доме.  Фото: Государственный музей-заповедник «Зарайский кремль»
Музей Анны Голубкиной организовали в 1970-е годы в ее родном доме.
Фото: Государственный музей-заповедник «Зарайский кремль»

Даровое — место «первого детства и юности» Федора Достоевского. Юный Достоевский проводил в усадьбе летние месяцы с 1832 по 1836 год. Потом был короткий приезд в 1877-м. Музеефикацию мы провели к 200-летию писателя, в 2021 году. Здесь почти без изменений сохранился исторический ландшафт, а из строений — только маленький флигель.

О чем же музей?

О счастливом Достоевском, о счастье Достоевского. Мы говорим о неизвестной его ипостаси, и эти знания меняют обывательские представления о писателе. Идея нашего музея — в словах Алеши Карамазова: «…ничего нет выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома. <…> Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь». От нас уезжают с желанием читать Достоевского. И лучше начинать не с «Преступления и наказания», а с «Идиота».

Юный Достоевский проводил в усадьбе летние месяцы с 1832 по 1836 год.  Фото: Государственный музей-заповедник «Зарайский кремль»
Юный Достоевский проводил в усадьбе летние месяцы с 1832 по 1836 год.
Фото: Государственный музей-заповедник «Зарайский кремль»

Насколько ваш музей оживил ситуацию в Зарайске?

Хочется верить, что мы помогаем городу развиваться. Не только привлекая гостей. Музей все больше востребован среди тех, кто рассматривает наследие города как ресурс для своей творческой и предпринимательской реализации. Что касается самого музея, то главное, чего удалось достичь, — собрать коллектив. В маленьком городе, где нет железной дороги, нет вузов, это непросто. Сейчас здесь работают люди с очень разными компетенциями, но нам вместе комфортно. Мы можем сделать проект от идеи до реализации. И не потому, что кто-то заставляет, просто нам скучно делать одно и то же. 

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+