18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Тоёхара Тиканобу. Изысканно подглядывая за самураями

Тоёхара Тиканобу. «Визит принца в святилище Никко». 1898.   Фото: Коллекция Александры Ивановой
Тоёхара Тиканобу. «Визит принца в святилище Никко». 1898.
Фото: Коллекция Александры Ивановой
№122, июнь 2024
№122
Материал из газеты

Музей Востока демонстрирует наследие одного из последних великих мастеров японской гравюры из собрания Александры Ивановой, которая относится к числу самых авторитетных коллекционеров Тоёхары Тиканобу в мире

О жизни японского художника Тоёхара Тиканобу (1838–1912) хочется посмотреть фильм, разумеется костюмный и чтобы было много блеска мечей. Много — потому что по первой профессии он воин, участвовавший в важных битвах XIX века, попадавший в плен и вообще повидавший всякого.

Выставка «Красавицы и воины. Тиканобу» в Музее Востока.  Фото: Музей Востока
Выставка «Красавицы и воины. Тиканобу» в Музее Востока.
Фото: Музей Востока

На пороге 40-летия Тоёхара вспомнил юношеские уроки живописи и полностью сменил сферу деятельности, отдавшись искусству создания гравюр укиё-э, изображающих красавиц и воителей. Да причем так удачно сменил, что сегодня он — один из самых интересных авторов на антикварном рынке.

«Интерес к Тиканобу постоянно растет, — рассказал нам галерист Кирилл Данелия, один из авторов идеи выставки «Красавицы и воины Тиканобу» в Музее Востока. — Вскоре на него начнется настоящий бум». Одна из причин интереса к автору, помимо завораживающей красоты его работ, — редкость тем. Дело в том, что он запечатлел сюжеты, которые были запретными для предыдущего поколения, и оставил нам картины внутреннего быта обитателей военных замков и дворцов, частной жизни самурайского сословия.

Выставка «Красавицы и воины. Тиканобу» в Музее Востока.  Фото: Музей Востока
Выставка «Красавицы и воины. Тиканобу» в Музее Востока.
Фото: Музей Востока

Проект, который разворачивается в главной выставочной анфиладе Музея Востока, — первая в России монографическая экспозиция Тиканобу. Представлено около 150 листов художника, дополненных полусотней произведений японского декоративно-прикладного искусства; их отобрала научный сотрудник музея, куратор Ольга Чернова. Выставка почти целиком основана на собрании Александры Ивановой, одной из самых полных частных коллекций гравюр Тиканобу в мире. К собранию добавили несколько листов из фондов музея.

Важно отметить, что художник создал множество полиптихов и серий, но обычно их представляют в разрозненном виде. Особенностью экспозиции стало то, что зритель может увидеть именно полные комплекты гравюр, получив возможность погулять взглядом по панорамам, населенным красочными фигурами, в полном согласии с замыслом автора.

Выставка «Красавицы и воины. Тиканобу» в Музее Востока.  Фото: Музей Востока
Выставка «Красавицы и воины. Тиканобу» в Музее Востока.
Фото: Музей Востока

Сателлитом этой выставки станет одноименный проект, который пройдет в Галерее Кирилла Данелии. Там будет показано то, что не уместилось в экспозицию в Музее Востока. Кроме того, подготовлен каталог Тиканобу — вернее, сначала в течение нескольких лет готовилась именно книга, а когда работа подходила к концу, была придумана и выставка. Авторами объемистого альбома-каталога «Красавицы и воины. Тиканобу» стали сама коллекционер Александра Иванова и знаток японской гравюры Родион Жирнов. «Моя коллекция полиптихов Тиканобу составлялась в течение 17 лет, и, когда серии были практически полностью собраны, захотелось разобраться в сюжетах и деталях гравюр. Так родилась книга с описанием ксилографий», — рассказала нам Иванова. Каталог ее собрания фактически превратился в путеводитель по давно растаявшему миру Японии эпохи Мэйдзи — настолько красочно он проиллюстрирован и таким обилием информации наполнен.  

Музей Востока
«Красавицы и воины. Тиканобу»
До 18 августа

Самое читаемое:
1
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
2
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
3
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
Экспозиция стала возможной благодаря архивной работе нескольких поколений музейных сотрудников, которые по документам восстанавливали принадлежность экспонатов к собранию старшего из братьев-коллекционеров
18.10.2024
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
4
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
Перед выставкой в лондонской Галерее Курто отреставрировали картину Клода Моне из серии «Мост Чаринг-Кросс», которая долгие годы висела в гостиной Уинстона Черчилля. Она впервые покинула стены его поместья
17.10.2024
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
5
Сила красного: Третьяковка учит отличать Архипова от Малявина
Выставка «Адепты красного» посвящена сравнению двух живописцев рубежа XIX–XX веков — Абрама Архипова и Филиппа Малявина, которые запомнились множеством ярко-красных сарафанов. Проект зримо доказывает, что это очень разные авторы
23.10.2024
Сила красного: Третьяковка учит отличать Архипова от Малявина
6
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
Юбилей Карла Брюллова начали праздновать с размахом, соответствующим масштабу его личности. Грандиозная выставка открылась в Русском музее; в следующем году она переедет в Третьяковку
21.10.2024
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
7
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+