18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Тоёхара Тиканобу. Изысканно подглядывая за самураями

Тоёхара Тиканобу. «Визит принца в святилище Никко». 1898.   Фото: Коллекция Александры Ивановой
Тоёхара Тиканобу. «Визит принца в святилище Никко». 1898.
Фото: Коллекция Александры Ивановой
№122, июнь 2024
№122
Материал из газеты

Музей Востока демонстрирует наследие одного из последних великих мастеров японской гравюры из собрания Александры Ивановой, которая относится к числу самых авторитетных коллекционеров Тоёхары Тиканобу в мире

О жизни японского художника Тоёхара Тиканобу (1838–1912) хочется посмотреть фильм, разумеется костюмный и чтобы было много блеска мечей. Много — потому что по первой профессии он воин, участвовавший в важных битвах XIX века, попадавший в плен и вообще повидавший всякого.

Выставка «Красавицы и воины. Тиканобу» в Музее Востока.  Фото: Музей Востока
Выставка «Красавицы и воины. Тиканобу» в Музее Востока.
Фото: Музей Востока

На пороге 40-летия Тоёхара вспомнил юношеские уроки живописи и полностью сменил сферу деятельности, отдавшись искусству создания гравюр укиё-э, изображающих красавиц и воителей. Да причем так удачно сменил, что сегодня он — один из самых интересных авторов на антикварном рынке.

«Интерес к Тиканобу постоянно растет, — рассказал нам галерист Кирилл Данелия, один из авторов идеи выставки «Красавицы и воины Тиканобу» в Музее Востока. — Вскоре на него начнется настоящий бум». Одна из причин интереса к автору, помимо завораживающей красоты его работ, — редкость тем. Дело в том, что он запечатлел сюжеты, которые были запретными для предыдущего поколения, и оставил нам картины внутреннего быта обитателей военных замков и дворцов, частной жизни самурайского сословия.

Выставка «Красавицы и воины. Тиканобу» в Музее Востока.  Фото: Музей Востока
Выставка «Красавицы и воины. Тиканобу» в Музее Востока.
Фото: Музей Востока

Проект, который разворачивается в главной выставочной анфиладе Музея Востока, — первая в России монографическая экспозиция Тиканобу. Представлено около 150 листов художника, дополненных полусотней произведений японского декоративно-прикладного искусства; их отобрала научный сотрудник музея, куратор Ольга Чернова. Выставка почти целиком основана на собрании Александры Ивановой, одной из самых полных частных коллекций гравюр Тиканобу в мире. К собранию добавили несколько листов из фондов музея.

Важно отметить, что художник создал множество полиптихов и серий, но обычно их представляют в разрозненном виде. Особенностью экспозиции стало то, что зритель может увидеть именно полные комплекты гравюр, получив возможность погулять взглядом по панорамам, населенным красочными фигурами, в полном согласии с замыслом автора.

Выставка «Красавицы и воины. Тиканобу» в Музее Востока.  Фото: Музей Востока
Выставка «Красавицы и воины. Тиканобу» в Музее Востока.
Фото: Музей Востока

Сателлитом этой выставки станет одноименный проект, который пройдет в Галерее Кирилла Данелии. Там будет показано то, что не уместилось в экспозицию в Музее Востока. Кроме того, подготовлен каталог Тиканобу — вернее, сначала в течение нескольких лет готовилась именно книга, а когда работа подходила к концу, была придумана и выставка. Авторами объемистого альбома-каталога «Красавицы и воины. Тиканобу» стали сама коллекционер Александра Иванова и знаток японской гравюры Родион Жирнов. «Моя коллекция полиптихов Тиканобу составлялась в течение 17 лет, и, когда серии были практически полностью собраны, захотелось разобраться в сюжетах и деталях гравюр. Так родилась книга с описанием ксилографий», — рассказала нам Иванова. Каталог ее собрания фактически превратился в путеводитель по давно растаявшему миру Японии эпохи Мэйдзи — настолько красочно он проиллюстрирован и таким обилием информации наполнен.  

Музей Востока
«Красавицы и воины. Тиканобу»
До 18 августа

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+