История прижизненных портретов российского самодержца Петра I и его супруги Екатерины I, выполненных во время их путешествия в Европу французским художником Жан-Марком Натье, начинается в 1717 году. За свою более чем 300-летнюю историю портреты много раз меняли места обитания, переезжали. В последние десятилетия они участвовали практически во всех выставках, посвященных эпохе Петра, российской истории и искусству XVIII века. Фактически полотна провели в постоянной экспозиции Эрмитажа меньше времени, чем на временных в России и Европе.
Живопись на портретах не раз тонировали и поновляли, но только сейчас музейными специалистами была впервые выполнена комплексная научная реставрация, позволившая увидеть подлинную авторскую живопись. Кроме того, предварительные исследования и непосредственная работа реставраторов, по мнению экспертов, безоговорочно подтвердили авторство Натье, которое иногда вызывало сомнения.
Дело в том, что документальных подтверждений истории появления портретов в России нет. Известно, что в 1717 году, во время поездки в Европу, Петр и Екатерина приехали в Голландию, где будущему императору представили известного художника Жан-Марка Натье. Петру очень понравились его работы, он сделал мастеру заказ на портреты и батальные сцены и даже пригласил его на службу в Россию. Натье заказы принял, но ехать в Россию отказался. Затем Петр отправился дальше, во Францию, а Екатерина задержалась в Голландии, чтобы позировать Натье. Завершенный портрет отправили в Париж, Петру работа понравилась, и он согласился позировать художнику.
Портреты были выполнены, но когда и как они попали в Россию — никто не знает. Следующее документально подтвержденное упоминание о парных портретах Петра и Екатерины встречается только в 70-е годы XVIII века — в описях петербургской Академии художеств. Но там фигурируют четыре портрета — два Петра и два Екатерины. Один из портретов Екатерины подписной, на нем стоит подпись художника, дата и место выполнения — Гаага, 1717 год. Все портреты Петра — без подписи.
Из Академии Екатерина II переместила их в Романовскую галерею Зимнего дворца, потом в Царское Село, где они находились в Екатерининском дворце. Позже они вернулись в Романовскую галерею. После революции портреты оказались в Третьяковской галерее. Оттуда их в 1947 году передали в Эрмитаж.
Но таким образом путешествовали только два портрета — подписной Екатерины и один из портретов Петра, история еще двух неизвестна. Хотя в XIX веке копии с этих портретов выполнялись неоднократно — они хранятся в собрании Петергофа, Военно-морского и Русского музеев.
Известно также, что в Резиденции в Мюнхене (Резиденция — комплекс зданий исторической резиденции герцогов, курфюрстов и королей Баварии из династии Виттельсбахов, теперь музей) находится подписной портрет Петра I, написанный Натье в 1717 году. Как рассказала нашему изданию Наталья Бахарева, старший научный сотрудник отдела истории русской культуры Эрмитажа, музей обращался в Мюнхен с вопросами о происхождении их портрета. Но специалисты Резиденции ответили: им известно только, что он пришел из частной коллекции, никаких дополнительных исследований полотна они не проводили.
«Зато у нас в процессе предварительного исследования работы и в ходе самой реставрации появились очень убедительные аргументы в пользу авторства Натье, который сам мог выполнить несколько копий, — заявила Наталья Бахарева. — Теперь мы уверены, что наш портрет Петра — это один из авторских повторов. Потому что все стилистические приемы, технология живописи, химический состав красок на портрете Петра совершенно идентичны портрету Екатерины».
Перед началом реставрационных работ специалисты провели детальное предварительное изучение обоих портретов. Результаты исследований в инфракрасном и ультрафиолетовом излучении показали, что живопись находилась под большим и неровным слоем старых лаков, множества тонировок, прописок, ретуши. Особенно много таких вмешательств было на потрете Екатерины.
По мнению реставратора Сергея Богданова, сотрудника лаборатории научной реставрации станковой живописи Эрмитажа, собственно утрат живописи было немного, заметная осыпь красочного слоя происходила по контуру полотна. Похоже, что картины серьезно пострадали еще в XVIII веке из-за многочисленных транспортировок и переездов.
«На обоих портретах случились даже прорывы холста, — рассказал Сергей Богданов. — Наши исследования показали, что когда в XIX веке реставраторы сдублировали картину на новую основу, они не заметили, что края прорыва на портрете Петра загнулись, и прорыв стал чуть больше. Но дублирование спасло полотна: они получили надежную основу, их натянули на новые подрамники, только поэтому портреты дошли до нашего времени».
Реставраторы максимально утончили старый лак, удалили старые записи. Но сделать это оказалось непросто: некоторые поновления делались больше 200 лет назад очень тонкими слоями, удалять которые пришлось крайне осторожно. Во время работы реставраторы исследовали и особую манеру письма Натье: за счет использования подмалевка ему удавалось придавать особую глубину и объемность цвету.
Кроме того, реставраторы установили, что художник, выполнявший портреты, использовал по качеству один и тот же холст, его манера подготовки грунта на обоих портретах одинакова. И в обоих полотнах использован редкий в то время и очень дорогой синий пигмент — берлинская лазурь.
«Грунт, легкая и яркая живопись, берлинская лазурь — все это дает нам основания утверждать, что оба портрета выполнены одной рукой, — уверен Сергей Богданов. — Еще одна важная деталь: наши портреты проработаны глубоко и качественно, то есть они созданы еще до того, как художник стал очень модным, на него обрушился вал заказов, и он вынужден был отдавать часть работы подмастерьям. Здесь во всем видна его рука, его работа».
Отреставрированные парные портреты сейчас можно увидеть на выставке в Арапском зале, она продлится до 29 сентября. Потом портреты займут место в постоянной экспозиции Эрмитажа.