18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Всегда быть в маске: перевоплощения в искусстве Эллады

Фрагмент восточного фриза Парфенона с изображением олимпийских богов. V век до н.э. Фото: British Museum
Фрагмент восточного фриза Парфенона с изображением олимпийских богов. V век до н.э.
Фото: British Museum
№122, июнь 2024
№122
Материал из газеты

Издавна повелось, что античный театр рассматривался отдельно от античных же пластических искусств. Александр Степанов в труде «Театр эллинского искусства» переосмысляет традицию, анализируя то, как древние греки соотносили людей с богами и полубогами

Традиция дотошного, выразительного описания художественных объектов имеет весьма продолжительную историю. До недавнего времени традиция эта обладала и немаловажным практическим значением: искусствоведы и путешественники своими текстами помогали читателям представить себе знаменитые и неизвестные произведения искусства, словесные образы заменяли визуальные. Кроме того, описания позволяли сохранить память об утраченных или утрачиваемых картинах, скульптурах, интерьерах. Например, когда Джон Рёскин писал о Венеции, некоторые ее памятники были в плачевном состоянии: после австрийских обстрелов в потолке Дворца дожей зияли пробоины, картины свисали клочьями со стен.

Описание произведений античного искусства зародилось в античную же эпоху. Знаменитый путеводитель Павсания «Описание Эллады» был создан во II веке н.э. С традицией описания арт-объектов тесно связан и генезис жанра античной эпиграммы. Первоначально эпиграммы (буквально означает «надпись») и были только надписями — на надгробиях (эпитафии) и на предметах, приносимых в дар божествам (посвящения). Но довольно скоро эпиграммы стали писать, так сказать, не на предмете, а на предмет. Это были эпидейктические, то есть указующие, или описательные эпиграммы. Их сочиняли и на живых людей, и на события общественной и частной жизни, и на произведения искусства.

Сегодняшний искусствовед, приступая к детальным и пространным описаниям памятников античной культуры, соревнуется как с многовековым наследием предшественников, так и с современными технологиями: интернетом, искусственным интеллектом, фотографией.

Александр Степанов — известный петербургский искусствовед и педагог. Первоначально он работал в сфере проектирования и градостроительства, но потом поменял стезю, окончил Институт имени И.Е.Репина, где и трудится по сей день. Сферами его научных и профессиональных интересов являются искусство Возрождения и архитектура Санкт-Петербурга, но истинный ученый и преподаватель всегда с удовольствием осваивает новые континенты профессии.

Александр Степанов. «Театр эллинского искусства». М.: Новое литературное обозрение, 2023. 624 с., ил. (Серия «Очерки визуальности»).
Александр Степанов. «Театр эллинского искусства». М.: Новое литературное обозрение, 2023. 624 с., ил. (Серия «Очерки визуальности»).

Перед читателями свежее сочинение Александра Степанова, посвященное памятникам пластического и изобразительного искусства Эллады. Насколько можно судить, в основу книги положен курс лекций по искусству Древней Греции, прочитанный в Смольном институте свободных искусств и наук («На протяжении истории эллинского искусства субстратами художественных перевоплощений являлись, по сути, всего лишь два существа — свободный мужчина, свободная женщина»).

Принципиально важное значение для понимания концепции автора книги имеет слово «театр» в ее заглавии. По мнению Степанова, эллинские художники использовали в своем творчестве принцип маски. Они преображали человека (модель) в бога, героя или иного персонажа. Под «маской» автор подразумевает не двусмысленное сокрытие лица, а имевшее корни в магических ритуалах преображение и перерождение надевшего маску человека, иначе говоря, маскарад. Этот «принцип маски» Степанов распространяет на изображение всей фигуры и сопутствующие ей аксессуары. Искусствовед не считает себя первооткрывателем. Наоборот, с охотой признает, что следует за Кеннетом Кларком, сравнившим античную схематизацию торса с античной же театральной маской.

Книга Александра Степанова состоит из трех частей: первая посвящена аналитическому описанию изображений семи богов и богинь, вторая — описанию изображений героев и героинь, в третьей рассмотрены некоторые популярные сюжеты повседневной жизни эллинов — свадьбы и похороны, труды и пирушки, жертвоприношения богам и поклонение искусствам.

Остроумно и современно решена проблема иллюстративного сопровождения текста: место репродукций заняли QR-коды со ссылками на изображения. Вероятно, главной своей задачей автор считает пробуждение читательского воображения. «Мой взгляд был похож на впечатления зрителя театрального спектакля: он видит людей не существующих, но оживляемых игрой актеров и его воображением». И поскольку повествовательный стиль Степанова отличает увлекательность, задачу можно считать вполне разрешенной. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+