18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Всегда быть в маске: перевоплощения в искусстве Эллады

Фрагмент восточного фриза Парфенона с изображением олимпийских богов. V век до н.э. Фото: British Museum
Фрагмент восточного фриза Парфенона с изображением олимпийских богов. V век до н.э.
Фото: British Museum
№122, июнь 2024
№122
Материал из газеты

Издавна повелось, что античный театр рассматривался отдельно от античных же пластических искусств. Александр Степанов в труде «Театр эллинского искусства» переосмысляет традицию, анализируя то, как древние греки соотносили людей с богами и полубогами

Традиция дотошного, выразительного описания художественных объектов имеет весьма продолжительную историю. До недавнего времени традиция эта обладала и немаловажным практическим значением: искусствоведы и путешественники своими текстами помогали читателям представить себе знаменитые и неизвестные произведения искусства, словесные образы заменяли визуальные. Кроме того, описания позволяли сохранить память об утраченных или утрачиваемых картинах, скульптурах, интерьерах. Например, когда Джон Рёскин писал о Венеции, некоторые ее памятники были в плачевном состоянии: после австрийских обстрелов в потолке Дворца дожей зияли пробоины, картины свисали клочьями со стен.

Описание произведений античного искусства зародилось в античную же эпоху. Знаменитый путеводитель Павсания «Описание Эллады» был создан во II веке н.э. С традицией описания арт-объектов тесно связан и генезис жанра античной эпиграммы. Первоначально эпиграммы (буквально означает «надпись») и были только надписями — на надгробиях (эпитафии) и на предметах, приносимых в дар божествам (посвящения). Но довольно скоро эпиграммы стали писать, так сказать, не на предмете, а на предмет. Это были эпидейктические, то есть указующие, или описательные эпиграммы. Их сочиняли и на живых людей, и на события общественной и частной жизни, и на произведения искусства.

Сегодняшний искусствовед, приступая к детальным и пространным описаниям памятников античной культуры, соревнуется как с многовековым наследием предшественников, так и с современными технологиями: интернетом, искусственным интеллектом, фотографией.

Александр Степанов — известный петербургский искусствовед и педагог. Первоначально он работал в сфере проектирования и градостроительства, но потом поменял стезю, окончил Институт имени И.Е.Репина, где и трудится по сей день. Сферами его научных и профессиональных интересов являются искусство Возрождения и архитектура Санкт-Петербурга, но истинный ученый и преподаватель всегда с удовольствием осваивает новые континенты профессии.

Александр Степанов. «Театр эллинского искусства». М.: Новое литературное обозрение, 2023. 624 с., ил. (Серия «Очерки визуальности»).
Александр Степанов. «Театр эллинского искусства». М.: Новое литературное обозрение, 2023. 624 с., ил. (Серия «Очерки визуальности»).

Перед читателями свежее сочинение Александра Степанова, посвященное памятникам пластического и изобразительного искусства Эллады. Насколько можно судить, в основу книги положен курс лекций по искусству Древней Греции, прочитанный в Смольном институте свободных искусств и наук («На протяжении истории эллинского искусства субстратами художественных перевоплощений являлись, по сути, всего лишь два существа — свободный мужчина, свободная женщина»).

Принципиально важное значение для понимания концепции автора книги имеет слово «театр» в ее заглавии. По мнению Степанова, эллинские художники использовали в своем творчестве принцип маски. Они преображали человека (модель) в бога, героя или иного персонажа. Под «маской» автор подразумевает не двусмысленное сокрытие лица, а имевшее корни в магических ритуалах преображение и перерождение надевшего маску человека, иначе говоря, маскарад. Этот «принцип маски» Степанов распространяет на изображение всей фигуры и сопутствующие ей аксессуары. Искусствовед не считает себя первооткрывателем. Наоборот, с охотой признает, что следует за Кеннетом Кларком, сравнившим античную схематизацию торса с античной же театральной маской.

Книга Александра Степанова состоит из трех частей: первая посвящена аналитическому описанию изображений семи богов и богинь, вторая — описанию изображений героев и героинь, в третьей рассмотрены некоторые популярные сюжеты повседневной жизни эллинов — свадьбы и похороны, труды и пирушки, жертвоприношения богам и поклонение искусствам.

Остроумно и современно решена проблема иллюстративного сопровождения текста: место репродукций заняли QR-коды со ссылками на изображения. Вероятно, главной своей задачей автор считает пробуждение читательского воображения. «Мой взгляд был похож на впечатления зрителя театрального спектакля: он видит людей не существующих, но оживляемых игрой актеров и его воображением». И поскольку повествовательный стиль Степанова отличает увлекательность, задачу можно считать вполне разрешенной. 

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
5
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
6
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
7
Сергей Коненков: место на пьедестале
150-летие скульптора Сергея Коненкова заставляет пристальнее всмотреться в его богатую крутыми поворотами и тайнами биографию и по-новому оценить работы
26.09.2024
Сергей Коненков: место на пьедестале
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+