18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Путем зерна: искусство Северной Европы поселилось в бывшем элеваторе

Реконструированное здание бывшего зернохранилища директор музея Kunstsilo называет «архитектурным чудом».  Фото: Kunstsilo Museum
Реконструированное здание бывшего зернохранилища директор музея Kunstsilo называет «архитектурным чудом».
Фото: Kunstsilo Museum
№122, июнь 2024
№122
Материал из газеты

Новый художественный музей, посвященный североевропейскому модернизму, открылся в городе Кристиансанн на юге Норвегии. В его состав включена огромная коллекция, принадлежащая миллиардеру Николаю Тангену

Один из богатейших людей страны, филантроп, экс-руководитель хедж-фондов, а ныне управляющий Суверенным фондом Норвегии с активами больше триллиона долларов, Николай Танген сыграл решающую роль в появлении нового музея. Институция под названием Kunstsilo открылась 11 мая в Кристиансанне, родном для Тангена городе на самой южной оконечности Норвегии. За годы предпринимательской деятельности этот меценат собрал крупнейшую в мире частную коллекцию североевропейского современного искусства; домом для значительной ее части и стал новый музей, разместившийся в бывшем зернохранилище.

Общая выставочная площадь нового музея — 3,3 тыс. кв. м.  Фото: Kunstsilo Museum
Общая выставочная площадь нового музея — 3,3 тыс. кв. м.
Фото: Kunstsilo Museum

Случай трансформации элеватора в модное арт-пространство не уникальный, тон задал Музей современного африканского искусства Цайца в ЮАР. Как и он, Kunstsilo расположился в бывшем зернохранилище, построенном в 1935 году. Проект перестройки производственного комплекса разработали архитектурные бюро Mestres Wäge Arquitectes и MX_SI из Барселоны. Они преобразили прежнее здание, спроектированное знаменитыми норвежскими архитекторами Арне Кошмо и Сверре Осланном. По словам Рейдара Фуглестада, исполнительного директора Kunstsilo, стоимость реконструкции трехэтажного строения составила около 710 млн норвежских крон ($65 млн), при этом Танген лично выделил из своих средств 210 млн норвежских крон ($20 млн).

Фокус: скандинавский модернизм

Общая выставочная площадь нового музея — 3,3 тыс. кв. м. Постоянная экспозиция, которую готовили четыре штатных куратора, состоит из трех частей: собрание южнонорвежского искусства, принадлежащее местному правительству и ранее хранившееся в Художественном музее Южной Норвегии; коллекция картинной галереи Кристиансанна, основанной в 1995 году; и наконец, собрание самого Тангена, которое находится под управлением благотворительного фонда AKO Foundation, основанного филантропом в 2013 году.

Гуннар Гундерсен. «Композиция». 1965. Фото: Kunstsilo Museum
Гуннар Гундерсен. «Композиция». 1965.
Фото: Kunstsilo Museum

Коллекция Тангена включает 5,5 тыс. работ, это самые разные произведения искусства авторства более чем 300 художников из Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии и Швеции. Среди них, в частности, норвежцы Гуннар Гундерсен и Марианна Хеске, финн Сам Ванни и датчанин Пер Киркебю.

«Особенность этой коллекции заключается именно в том, что в ней представлены все североевропейские страны», — рассказывает Фуглестад. Он добавляет, что осенью в музее пройдет конференция, посвященная скандинавскому культурному наследию. «Нам будет интересно занять определенную позицию в отношении скандинавского модернизма и сформировать вокруг этого феномена кураторскую компетенцию», — говорит он.

Ола Биллгрен. «Стена». 1973.  Фото: Kunstsilo Museum
Ола Биллгрен. «Стена». 1973.
Фото: Kunstsilo Museum

Выставка, которой открывается новая институция, под названием «Страсти Севера» навеяна, по сообщению пресс-службы, «концептуальными темами, которые были почерпнуты из творчества таких столпов литературы, как Томас Харди и Вирджиния Вулф», и занимает 25 залов. Во временную экспозицию включено более 700 работ 1910–1990 годов из коллекции Тангена.

Карьера ради искусства

«Я думаю, что Kunstsilo может стать этаким переломным моментом, новой вехой для скандинавского художественного мира, и я надеюсь, что его появление будет способствовать здоровой конкуренции и расширению возможностей сотрудничества между странами Северной Европы», — заявил Николай Танген в интервью The Art Newspaper. Сейчас миллиардер управляет крупнейшим в мире фондом национального благосостояния — норвежским Norges Bank Investment Management, который был создан в 1990-х годах для инвестирования излишков нефтяных доходов страны в международные компании. В прошлом году прибыль фонда составила $213 млрд.

Музей Kunstsilo разместился в бывшем зернохранилище. Фото: Kunstsilo Museum
Музей Kunstsilo разместился в бывшем зернохранилище.
Фото: Kunstsilo Museum

Любопытно, что в период с 2003 по 2005 год Танген делал перерыв в карьере для получения дополнительного образования: он защитил степень магистра истории искусств в лондонском Институте Курто. В 2005 году он основал хедж-фонд AKO Capital и пообещал все свое огромное состояние перед смертью раздать на добрые дела. «Я хочу умереть с нулем на счету. Люди, которые намереваются уйти из этого мира богачами, совершенно неверно понимают суть жизни», — заявил он в прошлом году в интервью газете Guardian.

В новом музее Тангена ждет кресло в совете директоров, хотя, как подчеркивает Рейдар Фуглестад, «он очень озабочен тем, чтобы сохранять дистанцию и не вмешиваться: это ведь не частный музей». Институция будет «на 50% финансироваться властями Норвегии, регионом и городским советом Кристиансанна, а остальные средства ожидаются от коммерческих доходов — продажи билетов, ресторана. Наш годовой бюджет составляет около 100 млн норвежских крон ($9 млн)». Входной билет для взрослых будет стоить 190 норвежских крон ($17,5); для детей и подростков до 18 лет предусмотрено бесплатное посещение.

Стоимость реконструкции трехэтажного строения составила около 710 млн норвежских крон ($65 млн).  Фото: Kunstsilo Museum
Стоимость реконструкции трехэтажного строения составила около 710 млн норвежских крон ($65 млн).
Фото: Kunstsilo Museum

На какие показатели посещаемости рассчитывает новый музей? По словам Рейдара Фуглестада, постоянное население Кристиансанна — всего около 130 тыс. человек, однако в летний сезон этот прибрежный город посещают примерно 1,3 млн туристов. «У нас хорошее паромное сообщение с Данией и прямые рейсы в Копенгаген и Амстердам, — объясняет исполнительный директор новой институции. — И к тому же само здание музея — настоящее архитектурное чудо». 

Самое читаемое:
1
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
2
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
3
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
С аншлагом в ММОМА на Гоголевском бульваре открылась выставка «Это лучшее, что у нас есть. Выбор The Art Newspaper Russia», взбудоражившая весь московский художественный бомонд
19.02.2025
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
4
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»
25.02.2025
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
5
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
6
Виктор Попков: на пределе дозволенного шестидесятничества
Каталог монографической выставки в Третьяковской галерее дает возможность оценить фигуру этого художника с разных ракурсов. Порой они довольно субъективны, что к лучшему: воспринимать творчество Попкова по методичке — занятие бесцельное
21.02.2025
Виктор Попков: на пределе дозволенного шестидесятничества
7
Отмена отмены? Русское искусство на Западе и в России
Несмотря на политические и экономические потрясения, для западного рынка русского искусства 2024 год стал годом рекордов. Однако на фоне бурно развивающегося локального арт-рынка он все еще находится в упадке
19.02.2025
Отмена отмены? Русское искусство на Западе и в России
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+