18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Советские и британские зодчие симпатизировали друг другу с осторожностью

Английская делегация по жилищному строительству на Софийской набережной, Москва. 1955. Фото: Л. Великжанин/Фотохроника ТАСС. РГАЛИ
Английская делегация по жилищному строительству на Софийской набережной, Москва. 1955.
Фото: Л. Великжанин/Фотохроника ТАСС. РГАЛИ
№122, июнь 2024
№122
Материал из газеты

В издательской серии музея «Гараж» вышло исследование Ксении Малич «Пришел, увидел — побежден!», посвященное взаимоотношениям архитекторов СССР и Великобритании. В этой сфере многое обстояло непросто: какое время, такие и профессиональные связи

Непростые и противоречивые отношения между Россией и Британией напоминают морские волны: горечь крымского поражения при Николае I обернулась при Александре II догоняющей колониальной экспансией на Восток и жгучим интересом к достижениям английской промышленности. Знаменитый русский ледокол «Ермак» был спущен на воду в Ньюкасле, а значение англомании для культуры Серебряного века вообще сложно переоценить, о чем свидетельствуют воспоминания Александра Бенуа или Владимира Набокова. В обеих мировых войнах ХХ столетия Россия и Великобритания оказывались по одну сторону фронта. И как раз британцы, такие как Бернард Шоу и Герберт Уэллс, много сделали для формирования позитивного образа СССР на Западе.

Павильон в Лондонском зоопарке, построенный по проекту эмигранта из России Бертольда Любеткина в 1934 году. Фото: Ксения Малич
Павильон в Лондонском зоопарке, построенный по проекту эмигранта из России Бертольда Любеткина в 1934 году.
Фото: Ксения Малич

В плане архитектуры Англия традиционно являлась одним из ориентиров для России, но Ксения Малич в своей книге «Пришел, увидел — побежден!» сосредоточила внимание на материале советского времени, а точнее, сталинских и хрущевских десятилетий, особенно динамичных и богатых контрастными по смыслу событиями.

Книга располагает к себе лаконичным дизайном, где каждый из элементов находится на своем месте (включая именной указатель, которого подчас так не хватает в исторических работах). Структура подчинена хронологическому принципу и состоит из трех глав. Первая посвящена межвоенному времени, когда интерес советских и британских зодчих друг к другу уравновешивался подозрительностью и снобизмом; затем — период Второй мировой войны, ознаменованный скачком англо-советского сотрудничества; и оттепель, в части профессиональных архитектурных связей между СССР и Великобританией вполне оправдавшая свое название.

Ксения Малич. «Пришел, увидел — побежден!» Советские и британские архитекторы в 1930–1960-е годы. М.: Музей современного искусства «Гараж», 2024. 192 с., ил.
Ксения Малич. «Пришел, увидел — побежден!» Советские и британские архитекторы в 1930–1960-е годы. М.: Музей современного искусства «Гараж», 2024. 192 с., ил.

Историю посещений Советского Союза архитекторами из Великобритании открыл в 1931 году Клаф Уиль­ям-Эллис. Сбитый с толку журналом «СССР на стройке» и энтузиазмом своей супруги Амабель, близкой к лейбористам, он испытал жестокое разочарование и не только отказался от намерения работать в России, но и скептически оценил перспективы советской индустриализации и модернизации. За этим у Ксении Малич следует целая череда сюжетов и имен, одно перечисление которых потребовало бы значительного места.

Название книги цитирует восхищенную реплику одного из британских архитекторов, увидевших Ленинград. Несмотря на фрустрацию, вызванную наблюдениями социальной жизни в СССР, англичане поражались великолепием исторических памятников и размахом архитектурно-градостроительных экспериментов. С профессиональной точки зрения посланцев Альбиона интересовала прежде всего градостроительная политика в СССР, которая реализовывалась в несбыточных для британских урбанистов условиях отсутствия частной собственности и инвесторов (впоследствии они назовут Советский Союз «раем для планировщиков»). Их коллегам отсюда приходилось нелегко, ведь они и при встречах с иностранцами у себя на родине, и в зарубежных командировках были обязаны представлять государство в целом, тщательно контролируя собственные реакции.

Василеостровская фабрика-кухня, Ленинград. 1932.  Фото: Фрэнк Йербюри/Архив Лондонской архитектурной ассоциации
Василеостровская фабрика-кухня, Ленинград. 1932.
Фото: Фрэнк Йербюри/Архив Лондонской архитектурной ассоциации

Вторая мировая война еще сильнее сблизила страны — риторика англо-советской дружбы проявилась и на уровне архитектурных связей, особенно при обмене опытом по восстановлению разрушенных городов. Значительную роль в этом процессе сыграл архитектор-эмигрант Бертольд Любеткин. А своеобразным венцом этого единения стало избрание целой группы советских зодчих в почетные члены Королевского института британских архитекторов (RIBA) в 1946 году. Правда, церемония прошла без участия удостоенных.

Английская делегация по жилищному строительству на Красной площади, Москва. 1955.  Фото: Л. Великжанин/Фотохроника ТАСС. РГАЛИ
Английская делегация по жилищному строительству на Красной площади, Москва. 1955.
Фото: Л. Великжанин/Фотохроника ТАСС. РГАЛИ

Последняя, самая объемная из трех, глава открывается рассказом об очередных «заморозках», связанных с началом холодной войны. Как пишет Малич, даже в этих реалиях архитектура «оставляла шанс на обратное сближение». Одна из примет оттепели — заграничные командировки советских специалистов и встречные визиты англичан. Подробно описаны их маршруты, впечатления, точки пересечения профессиональных интересов (например, в вопросе планирования городов-спутников).

Фотографии объектов жилищного строительства Великобритании, сделанные советскими архитекторами. 1967.  Фото: Центральный государственный архив научно-технической документации Санкт-Петербурга
Фотографии объектов жилищного строительства Великобритании, сделанные советскими архитекторами. 1967.
Фото: Центральный государственный архив научно-технической документации Санкт-Петербурга

Несмотря на отдельные эмоциональные всплески, отношения между британскими и советскими архитекторами в конечном счете получились сдержанными. Первые и в 1930-е годы, и в конце 1950-х поражались в СССР удручающим качеством строительных работ, а вторые, отдавая должное техническим достижениям англичан, все же так и не полюбили Британию с той беззаветностью, с какой привыкли любить Италию. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+