18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Вольное проектирование на бескрайнем фоне типового

Крытый конькобежный центр в Крылатском.  Фото: Музей современного искусства «Гараж»
Крытый конькобежный центр в Крылатском.
Фото: Музей современного искусства «Гараж»
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

Книга Андрея Бокова о неформальной деятельности советских архитекторов соединяет в себе обстоятельное исследование и личные воспоминания. Эту историю можно расценить как «параллельную реальность», которую предстоит узнать заново

Состоявшийся архитектор, автор многих реализованных проектов и глава крупнейшего проектного института «Мос­проект-4» с 1998 по 2014 год, доктор архитектуры, академик Академии архитектуры и строительных наук, член-корреспондент Академии художеств — и это далеко не полный список профессио­нальных и общественных высоких постов Андрея Бокова. Также он автор многих статей, но «„Параллельная архитектура“ оттепели и застоя. Визионеры последнего советского тридцатилетия» — его первая книга. Отчасти теоретическая, в другой части, лучшей, это воспоминания о людях, находивших возможности профессионального развития во времена абсолютного торжества типового проектирования.

Во вводной главе Боков коротко объясняет, что такое архитектурное визионерство: «…Это способ описать и изобразить будущее, образ будущего, видение будущего, модель будущего. Создание картины будущего практически исчерпывает то, что принято считать сверхзадачей и миссией архитектуры и утрата чего может означать исчезновение профессии».

Андрей Боков. «Параллельная архитектура» оттепели и застоя. Визионеры последнего советского тридцатилетия. М.: Музей современного искусства «Гараж», 2024. 184 с., ил.
Андрей Боков. «Параллельная архитектура» оттепели и застоя. Визионеры последнего советского тридцатилетия. М.: Музей современного искусства «Гараж», 2024. 184 с., ил.

А далее он подробно рассказывает о разного рода неформальных сообществах, где архитекторы могли как-то себя интеллектуально-профессионально проявить. Начинает с творческой студии ранних 1970-х, где сотрудники ведущих московских проектных институтов представляли и обсуждали свои проекты, сделанные только для этих обсуждений. Обстоятельно, в деталях повествует о конкурсах — на реальные объекты и конкурсах идей, о детских архитектурных студиях — об ЭДАС Владислава Кирпичева, студии «Старт» и «Театре архитектурной формы» Александра Ермолаева, о студенческой группе НЭР под руководством Алексея Гутнова.

Кирпичеву посвящены самые нежные страницы эмоционально сдержанной книги Бокова: «Хотя трудились мы с Владом в лучшей, самой популярной и успешной мастерской Андрея Меерсона, наше счастье было неполным. Наделенный пластической чувствительностью и трудно скрываемой работоспособностью, склонный к тщательной и кропотливой работе с формой, Кирпичев изнывал». Спасением его стала детская студия при ЖЭКе, где он создал «собственную версию „Моспроекта“».

А Гутнов в книге неожиданно сопоставлен с Вячеславом Глазычевым, поскольку оба, «каждый по-своему, выстраивали свои отношения с системой и обустраивали свое особое место в мире, не предполагавшем свободы». Гутнов «попросту не видел иного, отличного от близости к начальникам, способа обретения прав на продуктивные высказывания», а интеллектуал Глазычев долгое время был исключительно теоретиком, писал книги и статьи.

Станислав Морозов. «Архитектурная фантазия». 1990.  Фото: Музей современного искусства «Гараж»
Станислав Морозов. «Архитектурная фантазия». 1990.
Фото: Музей современного искусства «Гараж»

Естественно, не забыты Боковым и «бумажники»: «Последний приступ советского визионерства, последний выброс скопившейся энергии принимает форму бумажной архитектуры». Но это движение хорошо известно благодаря усилиям его участника, архивиста и пропагандиста Юрия Аввакумова. О некоторых других героях книги тоже помнят благодаря выставкам и публикациям в архитектурной периодике. О ком-то, как о Евгении Розенблюме и его Сенежской студии, кажется, давно не вспоминали. Так что труд Андрея Бокова, безусловно, ценен, хотя и не для широкого читательского круга. Еще одно ценнейшее качество книги — воспроизведение архитектурной графики: иллюстрации занимают половину страниц.

Однако при чтении «Параллельной архитектуры» трудно не испытывать горечи и досады, ведь ее герои — яркие, умные и талантливые люди — так и не смогли полностью реализовать себя как профессионалы. Горечи — из-за того, что среди этих архитекторов никто не получил международного признания. И досады — от того, что несколько лет курилка одного из проектных институтов «была неофициальной мастерской по производству идей и кадров, действующей на постоянной основе и производившей штучный продукт». 

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
Каждый из художников мог стать героем отдельного проекта, но в Третьяковке решили поразить зрителя мощным династическим аккордом. «Эпохалка» приурочена к датам: 175-летию со дня рождения Виктора Васнецова и 100-летию со дня рождения Андрея Васнецова
27.05.2024
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
3
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
Выставка «Журнал красивой жизни» посвящена «России, которую мы потеряли», только вместо хруста французской булки — Бакст, Коровин и Фешин
20.06.2024
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
4
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
5
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
В Музее Москвы идет выставка «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х». Мы поговорили с ее сокуратором Надеждой Плунгян о создании этого и других проектов, написании книг, а также об особенностях восприятия гендера в России сегодня
17.06.2024
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
6
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
7
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Количество участников, широкая география проекта, насыщенная образовательная программа и новый подход к организации выставочного пространства — все это отличает ярмарку искусства 1703 в этом году
27.05.2024
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+