18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Плащ маори из перьев попугая войдет в число главных экспонатов Пертского музея

Уникальный плащ народа маори из перьев зеленого попугая, прошел реставрацию в преддверии показа в обновленном Пертском музее в Шотландии.   Фото: Trustees of the British Museum/Culture Perth and Kinross
Уникальный плащ народа маори из перьев зеленого попугая, прошел реставрацию в преддверии показа в обновленном Пертском музее в Шотландии.
Фото: Trustees of the British Museum/Culture Perth and Kinross
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

Привести в порядок и укрепить на прежних местах тысячи мелких перышек — задача для очень терпеливых, но реставраторы Британского музея с нею справились

Уникальный плащ народа маори XIX века из перьев зеленого попугая, вплетенных в вытканную из травы тканевую основу, прошел реставрацию в преддверии показа в обновленном Пертском музее в Шотландии, работы в котором обошлись в £27 млн.

Поскольку плащ имеет особое значение для потомков его создателей, представителей маори пригласили в Перт, чтобы они могли помолиться и спеть у него, прежде чем его бережно упаковали и отправили в Британский музей в Лондоне, где велись реставрационно-консервационные работы. В соцсетях создали специальную закрытую группу, чтобы в ней могли общаться представители обеих британских институций, новозеландского музея «Те Папа Тонгарева» и маори.

Предмет находится в пертской коллекции с середины XIX века и считается единственным полностью сохранившимся образцом «каху какапо» — плаща, сотканного с использованием перьев попугаев какапо. Подобные одеяния всегда были редкими и дорогими и создавались в качестве церемониальных — для людей, занимавших самое высокое общественное положение.

Какапо — самый крупный в мире вид попугаев. Фото: Kimberley Collins Kākāpō at Dunedin Wildlife Hospital
Какапо — самый крупный в мире вид попугаев.
Фото: Kimberley Collins Kākāpō at Dunedin Wildlife Hospital

Какапо — самый крупный в мире вид попугаев. Они ведут ночной образ жизни и не летают, добывая пищу и растя потомство на уровне земли — что способствовало почти полному их исчезновению. Маори ценили этих птиц и держали в качестве домашних питомцев, но, кроме того, употребляли их в пищу и охотились на них. Однако главной причиной резкого сокращения популяции стало прибытие из Европы инвазивных грызунов и собак. Сейчас в дикой природе какапо живут лишь на нескольких небольших островах, освобожденных от хищников.

Плащ приобрел Дэвид Рамзи, врач из Перта, который в 1823 году отправился в Австралию в качестве корабельного хирурга и так и не вернулся на родину, став преуспевающим фермером, торговцем и коллекционером австралийских и новозеландских древностей. В 1842 году он отправил каху какапо в составе большой коллекции предшественнику нынешнего музея — Обществу литераторов и антикваров Перта.

Марк Холл, заведующий коллекциями в Пертском музее, и реставратор Анна Цвагерман полагают, что плащ был создан в начале XIX века, после контактов с европейцами. Он состоит из тысяч маленьких зеленых перьев, которые полностью покрывают ткань из волокон новозеландских растений. Цвагерман рассказывает, что, впервые увидев его, она испугалась, что тот рассыплется у нее в руках.

Реставраторы Британского музея уделяли внимание каждому перышку.  Фото: Trustees of the British Museum/Culture Perth and Kinross
Реставраторы Британского музея уделяли внимание каждому перышку.
Фото: Trustees of the British Museum/Culture Perth and Kinross

Реставраторы Британского музея широко известны как специалисты по работе с перьями, и благодаря проекту «Партнерский обмен знаниями» Цвагерман получила возможность провести в Лондоне несколько недель, работая с ними. Тончайшие полоски и волокна тутовой бумаги выкрасили в нужный тон и укрепили ими стержни сломанных перьев и крошащиеся волокна. На это ушло более 100 часов работы с лупами и скальпелями.

Новое пространство Пертского музея откроется 30 мая. Бывшее здание мэрии преобразовали на средства из местного бюджета с привлечением £10 млн из региональной инвестиционной программы «Соглашение о городах региона реки Тей», совместно финансируемой правительствами Великобритании и Шотландии. Городское же собрание изобразительного искусства теперь полностью займет то здание, которое раньше оно делило с музеем, и будет переименовано в Пертскую художественную галерею.

Несмотря на уникальность плаща, никаких официальных реституционных требований не выдвигалось. Несколько лет назад Пертский музей вернул две татуированные человеческие головы, одна из которых также входила в собрание Рамзи, в новозеландский музей «Те Папа Тонгарева» в Веллингтоне, и с тех пор музеи регулярно поддерживают связь.

Плащ маори из перьев попугая после реставрации.  Фото: Trustees of the British Museum/Culture Perth and Kinross
Плащ маори из перьев попугая после реставрации.
Фото: Trustees of the British Museum/Culture Perth and Kinross

Куратор-консультант экспозиции и представительница маори Авина Тамарапа из Новой Зеландии отметила, что этот проект демонстрирует, как важно привлекать специалистов из числа потомков коренного населения. Кроме того, она выразила надежду, что однажды по договоренности о музейной аренде плащ снова побывает на родине. 

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
Каждый из художников мог стать героем отдельного проекта, но в Третьяковке решили поразить зрителя мощным династическим аккордом. «Эпохалка» приурочена к датам: 175-летию со дня рождения Виктора Васнецова и 100-летию со дня рождения Андрея Васнецова
27.05.2024
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
3
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
Выставка «Журнал красивой жизни» посвящена «России, которую мы потеряли», только вместо хруста французской булки — Бакст, Коровин и Фешин
20.06.2024
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
4
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
5
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
В Музее Москвы идет выставка «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х». Мы поговорили с ее сокуратором Надеждой Плунгян о создании этого и других проектов, написании книг, а также об особенностях восприятия гендера в России сегодня
17.06.2024
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
6
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
7
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Количество участников, широкая география проекта, насыщенная образовательная программа и новый подход к организации выставочного пространства — все это отличает ярмарку искусства 1703 в этом году
27.05.2024
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+