18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Ана Лупаш в Стеделейк-музее: домотканое и универсальное

Ана Лупаш. Фрагмент инсталляции «Одолженное пальто». 1989.  Фото: Carlo Favero/Collection Stedelijk Museum,Amsterdam
Ана Лупаш. Фрагмент инсталляции «Одолженное пальто». 1989.
Фото: Carlo Favero/Collection Stedelijk Museum,Amsterdam
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

Ретроспектива показывает весь путь румынской художницы, сквозными темами которой были и остаются сопротивление тоталитарному давлению, отстаивание права на индивидуальность и сохранение культурного наследия

Ана Лупаш (р. 1940), как правило, работает с нарочито простыми и даже грубыми материалами: соломой, льном и шерстью. Большинство ее произведений — сложно устроенные и развивающиеся во времени инсталляции, вдохновленные традициями народной жизни Трансильвании, где Лупаш родилась. Легко найти сходство ее работ с ленд-артом и арте повера, но отличительной их чертой является необходимость взаимодействия с местными сообществами, будь то жители ее родной деревни или члены арт-группы «Ателье-35», которую она образовала.

Ана Лупаш. «Торжественный процесс». 1964–2008.  Фото: архив Аны Лупаш/P420, Bologna
Ана Лупаш. «Торжественный процесс». 1964–2008.
Фото: архив Аны Лупаш/P420, Bologna

С первыми Ана Лупаш сделала самые крупные свои проекты, такие как «Торжественный процесс» (1964–2008), в ходе которого вместе с крестьянами она создавала и фотографировала скульптуры из соломы (позже они частично были переведены в металл, сейчас инсталляция в собрании музея Тейт). С деревенскими женщинами художница развешивала на веревках домотканые холсты во «Влажной инсталляции» (1970), а с друзьями-художниками сшила из обрезков тканей пальто, которое каждому из участников акции надо было поносить, нашив ярлык со своим именем («Одолженное пальто», 1989, недавно приобретено в коллекцию Стеделейк-музея).

Ана Лупаш. «Влажная инсталляция». 1970. Выставка «Ана Лупаш. По эту сторону Эльбы» в Стеделейк-музее. Фото: Stedelijk Museum
Ана Лупаш. «Влажная инсталляция». 1970. Выставка «Ана Лупаш. По эту сторону Эльбы» в Стеделейк-музее.
Фото: Stedelijk Museum

«Выставка была разработана в тесном сотрудничестве с художницей, — отмечает куратор Стеделейк-музея Леонтин Кулевей. — Мы демонстрируем ключевые вехи ее творчества, документацию временных инсталляций и работы, которые никогда раньше не выставлялись».

Стеделейк-музей
«Ана Лупаш. По эту сторону Эльбы»
До 15 сентября

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+