18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Ана Лупаш в Стеделейк-музее: домотканое и универсальное

Ана Лупаш. Фрагмент инсталляции «Одолженное пальто». 1989.  Фото: Carlo Favero/Collection Stedelijk Museum,Amsterdam
Ана Лупаш. Фрагмент инсталляции «Одолженное пальто». 1989.
Фото: Carlo Favero/Collection Stedelijk Museum,Amsterdam
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

Ретроспектива показывает весь путь румынской художницы, сквозными темами которой были и остаются сопротивление тоталитарному давлению, отстаивание права на индивидуальность и сохранение культурного наследия

Ана Лупаш (р. 1940), как правило, работает с нарочито простыми и даже грубыми материалами: соломой, льном и шерстью. Большинство ее произведений — сложно устроенные и развивающиеся во времени инсталляции, вдохновленные традициями народной жизни Трансильвании, где Лупаш родилась. Легко найти сходство ее работ с ленд-артом и арте повера, но отличительной их чертой является необходимость взаимодействия с местными сообществами, будь то жители ее родной деревни или члены арт-группы «Ателье-35», которую она образовала.

Ана Лупаш. «Торжественный процесс». 1964–2008.  Фото: архив Аны Лупаш/P420, Bologna
Ана Лупаш. «Торжественный процесс». 1964–2008.
Фото: архив Аны Лупаш/P420, Bologna

С первыми Ана Лупаш сделала самые крупные свои проекты, такие как «Торжественный процесс» (1964–2008), в ходе которого вместе с крестьянами она создавала и фотографировала скульптуры из соломы (позже они частично были переведены в металл, сейчас инсталляция в собрании музея Тейт). С деревенскими женщинами художница развешивала на веревках домотканые холсты во «Влажной инсталляции» (1970), а с друзьями-художниками сшила из обрезков тканей пальто, которое каждому из участников акции надо было поносить, нашив ярлык со своим именем («Одолженное пальто», 1989, недавно приобретено в коллекцию Стеделейк-музея).

Ана Лупаш. «Влажная инсталляция». 1970. Выставка «Ана Лупаш. По эту сторону Эльбы» в Стеделейк-музее. Фото: Stedelijk Museum
Ана Лупаш. «Влажная инсталляция». 1970. Выставка «Ана Лупаш. По эту сторону Эльбы» в Стеделейк-музее.
Фото: Stedelijk Museum

«Выставка была разработана в тесном сотрудничестве с художницей, — отмечает куратор Стеделейк-музея Леонтин Кулевей. — Мы демонстрируем ключевые вехи ее творчества, документацию временных инсталляций и работы, которые никогда раньше не выставлялись».

Стеделейк-музей
«Ана Лупаш. По эту сторону Эльбы»
До 15 сентября

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+