18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Стремительный экскурс по мировым «местам силы»

Иллюстрация из поэтической антологии (XI в.), созданной в Хэйане, древней столице Японии.  Фото: Wikimedia Commons
Иллюстрация из поэтической антологии (XI в.), созданной в Хэйане, древней столице Японии.
Фото: Wikimedia Commons
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

Преподносить какой-либо город в качестве столицы искусств — прием отнюдь не новый, однако британка Кэролайн Кэмпбелл для своей книги выбрала сразу 15 городов, причем разных времен и народов — от древнего Вавилона до современного Пхеньяна

Книга Кэролайн Кэмпбелл «Сила искусства» представляет собой краткий обзор почти четырех тысячелетий творческой деятельности человека. Пятнадцать столиц искусства — от Вавилона до Пхеньяна — рассмотрены в блестящие периоды их апогея. Фигурируют влиятельные и могущественные личности — от Микеланджело до «повелителя мира» Шах-Джахана, построившего Тадж-Махал.

Некоторые герои книги, например королева-мать Иёба из Бенина или великий лидер КНДР Ким Ир Сен, как бы преобразились в искусстве: их жизни слились с их изображениями в один могучий гибрид. Но стремительный темп повествования во многом мешает развитию персональных линий. Ведущими игроками Кэмпбелл становятся города, каждый из которых, в свою очередь, рассматривается как связующее звено различных культурных сил в определенный период и — в большинстве случаев, хотя не во всех — как плавильный котел, порождающий превосходство одной конкретной формы или вида искусства.

Книга получилась яркой, удобной для чтения и красиво оформленной. Она легко и непринужденно выходит за пределы мира, созданного белыми мужчинами. Хотя по мере того, как мы продвигаемся по ней галопом, в некоторых эпизодах неизбежно ощущается легкий привкус «1066 и всего этого» — ироничной истории Англии.

Caroline Campbell. The Power of Art: A World History in Fifteen Cities. The Bridge Street Press. 512 с. £30. На английском языке
Caroline Campbell. The Power of Art: A World History in Fifteen Cities. The Bridge Street Press. 512 с. £30. На английском языке

Учитывая, что большинство сведений в книге преподносится в качестве непреложных фактов, хотелось бы, чтобы в ней было меньше ошибок или, скажем так, странных ремарок. «Давид» Донателло не первое изваяние обнаженного мужчины со времен Античности; duomo означает «собор», а не «купол»; мы не знаем, как именно в конце VI века шла реставрация святилища Святого Петра в Ватикане, проведенная папой Григорием I Великим, но она никак не могла привести к тому, чтобы был загорожен вид на более раннюю, отдельно стоящую святыню, поскольку на последней имеется мозаика IX века, исполненная спустя много лет после той самой реставрации (мастера не утруждали бы себя ее созданием, если бы она была недоступна взору).

Интересно, что в трактовке африканского и азиатского искусства, которое, казалось бы, находится далеко от профессиональной области знаний Кэмпбелл — итальянского Возрождения, ее повествование оказалось наиболее поворотливым и живым, как и при рассмотрении параллельного развития каллиграфии и живописи в японском Киото XI века.

В целом «Сила искусства» представляет собой впечатляющую работу. Кэмпбелл, безусловно, права, утверждая, что истинная сила искусства заключается не в созерцании нескольких священных шедевров, а в том, насколько в нашу жизнь вплетены определенные типы изображений и объектов. Идеи и материалы эхом отзываются в веках и разлетаются по миру. Искусство в широком смысле — вода, по которой мы плывем, и нам следует чаще задумываться об этом. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+