18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Орфей, Гомер и другие: самая античная выставка в Москве

«Спящая Ариадна». Западная Европа, Франция (?). Конец XIX – начало XX вв. Фото: Музей-заповедник «Архангельское»
«Спящая Ариадна». Западная Европа, Франция (?). Конец XIX – начало XX вв.
Фото: Музей-заповедник «Архангельское»
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

В Медиацентре «Зарядья» показывают редкости из коллекции владельца усадьбы Архангельское Николая Юсупова. Это последняя выездная выставка музея-заповедника «Архангельское», который скоро откроется после ремонта. Тема выставки — античность

С 2020 года Государственный музей-заповедник «Архангельское» закрыт на реконструкцию, связанную с модернизацией инженерных сетей, наладкой температурно-влажностного режима, противопожарной безопасностью и прочими невидимыми глазу, но жизненно важными функциями. Пока основная экспозиция недоступна зрителям, «Архангельское» показывает свои шедевры на других площадках. В 2021–2022 годах монументальные (6 на 3,4 м) полотна «Встреча Антония и Клеопатры» и «Пир Клеопатры» Джованни Баттисты Тьеполо экспонировались в ГМИИ им. А.С.Пушкина, а в музее «Новый Иерусалим» шла выставка «Французский вкус князей Юсуповых», на которую привезли французскую живопись и развесили ее так, как в Архангельском из-за архитектурно-планировочных решений она никогда не могла бы быть представлена (четыре больших вертикальных пейзажа Юбера Робера впервые разместились на одной стене). Все это рождало новое восприятие художников и их произведений, не говоря уже о том, что сменные выставки оживили дискуссию о выдающемся коллекционере и основателе Архангельского Николае Юсупове (1750–1831). И это прекрасный пример музейного менеджмента, сотворившего благо из «несчастья».

Выставка «Античность. Система координат» в Медиацентре парка «Зарядье».  Фото: Медиацентр парка «Зарядье»
Выставка «Античность. Система координат» в Медиацентре парка «Зарядье».
Фото: Медиацентр парка «Зарядье»

Уже через год музей в Подмосковье откроется обновленным, так что выставка в Медиацентре «Зарядья» — прощальная гастроль. В экспозиции представлено около 30 живописных произведений, 40 мраморных изваяний, 10 листов графики, а также предметы декоративно-прикладного искусства: вазы, подсвечники и прочее. Основная часть — в диапазоне от XVI до XIX века.

Как объясняет Анна Малик-Короленкова, одна из кураторов, представляющая «Зарядье» (вторая, Ольга Нестерцева, выступила со стороны «Архангельского»), организаторы предприняли попытку не просто показать античные подлинники (а на выставке представлены артефакты Древнего Рима I века до н.э. — III века н.э.), но «опрокинуть» античность в европейскую и русскую ситуацию — проследить, как воспринимали и интерпретировали классическое искусство художники Нового и Новейшего времени вплоть до наших дней. Посетители увидят гравюры Джироламо Караттони и Франческо Пиранези, скульптуру Антонио Кановы и Пьетро Тенерани, живопись Якоба Филиппа Хаккерта, Паоло Пагани, Помпео Батони, работы мастерской Антониса ван Дейка и многое другое. Из редкостей — картина Луи Гоффье «Орфей» (1863), единственное произведение мастера в российском Музейном фонде, и скульптурный портрет Гомера работы швейцарца Луи-Жака Галле. Впервые будут полностью представлены гравюры Джованни Оттавиани из серии «Лоджии Рафаэля в Ватикане».

«Помпеи. Перистиль Диоскуров».  Из альбома: «Помпея (Помпеи): топография, здания и украшения Помпеи, результат раскопок с 1819 года, проведенных сэром Уильямом Геллом». Рисунок Т. Скандрета по эскизу У. Гелла. / Гравюра Дж. Б. Аллена.  Фото: Музей-заповедник «Архангельское»
«Помпеи. Перистиль Диоскуров». Из альбома: «Помпея (Помпеи): топография, здания и украшения Помпеи, результат раскопок с 1819 года, проведенных сэром Уильямом Геллом». Рисунок Т. Скандрета по эскизу У. Гелла. / Гравюра Дж. Б. Аллена.
Фото: Музей-заповедник «Архангельское»

Тематически выставка разделена на несколько блоков, посвященных феномену героя, представлению о морали, нравственности и гражданском долге, образу цивилизации и ее не­тленных следов — руин. Не обошлось (учитывая вкусы Николая Юсупова) без темы эроса и любви.

С историческими экспонатами соседствуют работы современных художников Алексея Морозова, Егора Острова и Антона Чумака. «Античные мотивы остаются вечной темой в искусстве. Свою систему координат античность продолжает поддерживать и в российской культуре», — резюмируют создатели выставки.  

Медиацентр парка «Зарядье»
«Античность. Система координат»
До 4 августа

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
Выставка «Журнал красивой жизни» посвящена «России, которую мы потеряли», только вместо хруста французской булки — Бакст, Коровин и Фешин
20.06.2024
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
3
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
Каждый из художников мог стать героем отдельного проекта, но в Третьяковке решили поразить зрителя мощным династическим аккордом. «Эпохалка» приурочена к датам: 175-летию со дня рождения Виктора Васнецова и 100-летию со дня рождения Андрея Васнецова
27.05.2024
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
4
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
5
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
В Музее Москвы идет выставка «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х». Мы поговорили с ее сокуратором Надеждой Плунгян о создании этого и других проектов, написании книг, а также об особенностях восприятия гендера в России сегодня
17.06.2024
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
6
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
7
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Количество участников, широкая география проекта, насыщенная образовательная программа и новый подход к организации выставочного пространства — все это отличает ярмарку искусства 1703 в этом году
27.05.2024
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+