18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Еще один гениальный таможенник — на этот раз из Шотландии

Джордж Уайлли в фильме Мюррея Григора Whys?Man для  Channel 4 (1990). Фото: Estate of George Wyllie
Джордж Уайлли в фильме Мюррея Григора Whys?Man для Channel 4 (1990).
Фото: Estate of George Wyllie
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

Неподалеку от Глазго открылся музей бывшего акцизного чиновника Джорджа Уайлли, ставшего успешным художником после выхода на пенсию. Его локальную известность решено превратить как минимум в общенациональную

Галерея, посвященная творчеству Джорджа Уайлли (1921–2012), который, прежде чем найти себя в искусстве, более 30 лет проработал таможенником и акцизным чиновником, открылась 26 апреля в Шотландии, недалеко от Глазго, в новом комплексе на набережной в Гриноке.

Пространство под названием «Уайллиум» расположено рядом с бывшим офисом Уайлли, таможенным отделением — теперь это часть Ocean Terminal, нового центра для пассажиров круизных лайнеров.

Галерея, посвященная творчеству Джорджа Уайлли, открылась 26 апреля в Шотландии, недалеко от Глазго, в новом комплексе на набережной в Гриноке. Фото: The Wyllieum
Галерея, посвященная творчеству Джорджа Уайлли, открылась 26 апреля в Шотландии, недалеко от Глазго, в новом комплексе на набережной в Гриноке.
Фото: The Wyllieum

Этот художник-самоучка прославился такими работами, как, например, «Бумажный кораблик» (1989) — огромное судно из бумаги, которое было спущено на воду на реке Клайд и отправилось в турне по США. Еще одно его заметное произведение — скульп­тура «Время бежит» (1999), установленная возле автобусной станции Бьюкенен в Глазго.

Джордж Уайлли вышел на пенсию, когда ему было около 50 лет, и решил продолжить карьеру — но уже в искусстве. «Легенда гласит, что на прощание он, встав на ступеньки лестницы в таможне, заявил бывшим коллегам, что теперь-то настало время для искусства», — рассказал в интервью The Art Newspaper Уилл Купер, директор музея «Уайллиум». Впоследствии Уайлли даже подружился со знаменитым немецким художником Йозефом Бойсом.

Произведения для премьерной выставки в основном предоставлены государственными и частными организациями. «После смерти Джорджа значительная часть его работ ушла с молотка, притом больше всего отошло одной организации — благотворительному фонду Dunard Fund, основанному бывшей концертной пианисткой Кэрол Колберн Григор. Они одолжили нам некоторые вещи, — поясняет Купер. — Многие работы все еще хранятся у наследников и переданы нам в долгосрочное пользование. Другие организации, такие как Институт искусств Робертса, также очень помогли в подготовке экспозиции».

Работа Джордж Уайлли «Бумажный кораблик» (1989) — огромное судно из бумаги, которое было спущено на воду на реке Клайд и отправилось в турне по США.  Фото: The Wyllieum
Работа Джордж Уайлли «Бумажный кораблик» (1989) — огромное судно из бумаги, которое было спущено на воду на реке Клайд и отправилось в турне по США.
Фото: The Wyllieum

Институт, основанный коллекционером Дэвидом Робертсом, предоставил на выставку произведение под названием «Соломенный локомотив» (1987) — подвесную модель железнодорожного локомотива, сделанную из соломы.

Новая часть Ocean Terminal была построена по заказу Совета округа Инверклайд. На строительство потратили £20,1 млн, из которых около половины выделили правительства Великобритании и Шотландии (грант от программы Glasgow City Region City Deal составил £10,4 млн); финансовую поддержку оказали также портовая компания Peel Ports (£8 млн) и Фонд Джорджа Уайлли, получивший £1,7 млн от фонда Dunard. «У нас фандрайзингом занимается отличная команда, мы собрали значительную сумму, что позволит нам спокойно работать по крайней мере первые несколько лет, — говорит Купер. — Мы также очень выгодно договорились с местными властями по поводу налогов и оплат».

«Самое интересное, что Джордж — весьма известный художник, но я не уверен, что широкая публика хотя бы поверхностно знакома с его творчеством, — добавляет он. — Благодаря музею мы сможем лучше познакомиться с некоторыми его идеями по поводу экологического мышления, колониализма и постколониализма — темами, которые особенно волнуют сегодняшних художников. А ведь он заговорил об этом еще 40 лет назад».

Первая выставка под названием «Шпили представила подборку одноименных аскетичных скульптур Уайлли. Фото: The Wyllieum
Первая выставка под названием «Шпили представила подборку одноименных аскетичных скульптур Уайлли.
Фото: The Wyllieum

Первая выставка под названием «Шпили» (до 11 августа) представила подборку одноименных аскетичных скульптур Уайлли. Это треножники с вертикальным столбом посередине, равновесие которым придает камень или булыжник у основания шпиля. Непритязательные с виду работы задуманы автором в качестве «антимонументов», которые отмечают конкретное время или место празднования, «где бы они ни оказались». Джордж Уайлли начал создавать шпили в 1982 году и в течение последующих десятилетий разрабатывал конструкции своих арт-объектов, разбросанных в итоге по всей Великобритании, европейским странам и США.

На временных выставках в музее, которые планируется менять каждые полгода, будут рассматриваться разные грани творчества художника; более того, в экспозиции намерены включать произведения и других авторов.

«Скульптуры Уайлли великолепны, но работы на бумаге добавляют еще один слой к пониманию его видения вещей», — считает Купер. На вопрос, кому адресован этот музей, его директор отвечает: «Думаю, определенной части шотландской аудитории. И она будет очень удивлена и рада увидеть те грани творчества художника, которые не были доступны публике раньше; это похоже на то, как заново открываешь для себя других, уже признанных, художников».

Камень судьбы из Художественной галереи и музея Стирлинга Смита. Фото: Estate of George Wyllie
Камень судьбы из Художественной галереи и музея Стирлинга Смита.
Фото: Estate of George Wyllie

Следующая выставка готовится в сотрудничестве с Домом скульптур, арт-центром в соседнем Пейсли. В экспозицию «Дом-работа» (20 сентября 2024 года — 16 марта 2025 года) будут включены произведения таких художников, как Лора Олдридж, Джеймс Риглер и Ник Эванс. 

Аутсайдеры с собственными музеями

Музеев наивного искусства в мире немало, но персональных, посвященных творчеству одного художника, гораздо меньше. Даже Анри Руссо (1844–1910) по прозвищу Таможенник, один из наиболее знаменитых примитивистов, собственного музея не удостоился, хотя его работы можно встретить в крупнейших художественных музеях мира. Зато неподалеку от Лаваля, родного города Руссо, располагается экстравагантный замок-музей его земляка, наивного скульптора Робера Татена (1902–1983).

Особый случай представляет собой дом канадского художника-аутсайдера Артура Вильнёва (1910–1990), почти полностью покрытый, изнутри и снаружи, авторскими фресками. Уже после смерти хозяина это строение было целиком перенесено на территорию Монреальского музея изящных искусств.

А вот муралы, созданные южнокорейским художником-самоучкой Чан Укчином (1917–1990), как и другие его произведения, были перенесены в 2014 году из мастерской, пущенной под снос, в новое здание, которое спроектировали специально для его персонального музея в том же городе Янчжу. Любопытно, что при работе над проектом архитекторы вдохновлялись картиной самого Чан Укчина.

В Грузии существует даже два музея Нико Пиросмани (1862–1918): небольшой кирпичный домик с террасой в селе Мирзаани, собственноручно построенный художником, и мемориальная квартира в Тбилиси.  

Самое читаемое:
1
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
2
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+