18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Подарочный путеводитель по зашифрованному православию

Иоанн Лествичник. «Лестница Божественного восхождения». Конец XII в. Фрагмент. Фото: St. Catherine's Monastery
Иоанн Лествичник. «Лестница Божественного восхождения». Конец XII в. Фрагмент.
Фото: St. Catherine's Monastery
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

Труд Дмитрия Антонова «Нимб и крест: как читать русские иконы» — иллюстрированная энциклопедия, разбирающая сюжеты отечественной иконописи до последней косточки последнего грешника в адском котле

Историк, исследователь иконографии Дмитрий Антонов — один из тех уникальных ученых-популяризаторов, следить за активностью которых едва успеваешь. Казалось бы, только что вышла захватывающая книга о суевериях в искусстве, написанная им вместе с двумя другими «энерджайзерами» подобного рода — Сергеем Зотовым и Михаилом Майзульсом, под названием «Восковые ноги и железные глаза: вотивные практики от Средневековья до наших дней». Но нет — не только что, а уже в 2022 году. А книга «Иконы советской традиции» про странные мутации канонических образов в СССР? Это тоже уже прошлый год. А до того были потрясающие «Анатомия ада: путеводитель по древнерусской визуальной демонологии» и «Демоны и грешники в древнерусской иконографии». Вот и теперь, не успели мы взяться писать обзор на «Нимб и крест», как на подходе уже новая книга Антонова, про русское Средневековье. Но о ней в другой раз, сейчас же разберемся именно с «Нимбом и крестом». Тем более что это такое издание, которого давно не хватало в списке книг для базового знакомства с историей искусства.

Дмитрий Антонов. «Нимб и крест: как читать русские иконы». М.: АСТ, 2023. 304 с., ил.
Дмитрий Антонов. «Нимб и крест: как читать русские иконы». М.: АСТ, 2023. 304 с., ил.

Энциклопедия, снабженная массой иллюстраций и жесткой структурой, аккуратно проводит читателя через русскую иконопись (а также фрески и книжную миниатюру), знакомя сначала с азбучными истинами их чтения, а потом с более сложной грамматикой. Книга подготовлена Центром визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ, а сам автор — не искусствовед, но исследователь семиотики иконографии и культурной антропологии. Поэтому избранный им подход очень выигрышный. Книга рассказывает о строго конкретных, обозримых глазом вещах: символах, знаках, атрибутах, жестах, позах, композиции, расшифровывая их с сугубо повествовательной точки зрения.

Этот путеводитель станет отрадой для тех начинающих, кто желал познакомиться с языком русской иконописи, но по неосторожности начал чтение с трудов искусствоведов, рассказывающих о тонких нюансах стилистики разных веков и регионов, или теологов, рассуждающих о богословском смысле иконы и ее духовном наполнении. В общем, о тех неуловимых эмпиреях, для постижения которых нужны уже большой опыт и продолжительные тренировки.

Антонов не описывает икону с точки зрения эстетических категорий, зато подробно показывает разницу в форме нимбов, опушек княжеских шапок, скрещенных на груди рук и так далее, расшифровывая значение таких нюансов. Иконографических деталей на 300 страницах этой книги собрано так много, что она станет полезным чтением и для матерых знатоков иконописи, перенастроив их оптику на иконологический лад.

Икона Благовещение. Середина — третья четверть XVI в. Владимиро- Суздальский музей-заповедник.  Фото: Владимиро- Суздальский музей-заповедник
Икона Благовещение. Середина — третья четверть XVI в. Владимиро- Суздальский музей-заповедник.
Фото: Владимиро- Суздальский музей-заповедник

Отдельно отметим полезность четвертой главы — «Сюжеты и знаки: принципы чтения». На примере нескольких тем автор учит своего читателя смотреть на икону целиком, собирая из разрозненных, уже известных кусочков информации общий сюжет. Две темы базовые — «Распятие» и «Сошествие в ад» — и две редкие — «Битва новгородцев с суздальцами» и «Хвалите Господа с небес». Это разбор отдельных иконографий с указанием на детали, которые обычно можно легко упустить, — явно пример того, по какому пути читателю следует идти в собственном развитии при дальнейшей самостоятельной работе. Таким образом, путеводитель успешно учит логике иконы, превращая каждого будущего созерцателя в своего рода детектива, сыщика, который далее сможет искать в изображении ключи дешифровки.

Кто бы теперь написал столь же понятную книгу, обучающую эстетике иконы…  

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
Выставка «Журнал красивой жизни» посвящена «России, которую мы потеряли», только вместо хруста французской булки — Бакст, Коровин и Фешин
20.06.2024
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
3
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
Каждый из художников мог стать героем отдельного проекта, но в Третьяковке решили поразить зрителя мощным династическим аккордом. «Эпохалка» приурочена к датам: 175-летию со дня рождения Виктора Васнецова и 100-летию со дня рождения Андрея Васнецова
27.05.2024
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
4
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
5
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
В Музее Москвы идет выставка «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х». Мы поговорили с ее сокуратором Надеждой Плунгян о создании этого и других проектов, написании книг, а также об особенностях восприятия гендера в России сегодня
17.06.2024
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
6
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
7
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Количество участников, широкая география проекта, насыщенная образовательная программа и новый подход к организации выставочного пространства — все это отличает ярмарку искусства 1703 в этом году
27.05.2024
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+