18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Охотники на привале» подготовились к путешествиям

Над «Охотниками на привале» трудились реставраторы Андрей Замков и Анна Тимошенкова.  Фото: Государственная Третьяковская галерея
Над «Охотниками на привале» трудились реставраторы Андрей Замков и Анна Тимошенкова.
Фото: Государственная Третьяковская галерея
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

Реставрация картины Перова прошла в преддверии открытия филиала Третьяковской галереи в Самаре. Уменьшение толщины слоев лака, которые были когда-то нанесены поверх авторского, позволило вернуть изображению подлинность красок и отчетливость деталей

Открытие филиала Государственной Третьяковской галереи в Самаре, в здании легендарной конструктивистской фабрики-кухни завода имени Масленникова (ее реставрация велась с 2019 года), все откладывается и откладывается. Сначала речь шла о конце 2023-го, затем о середине мая текущего года, потом возникли сомнения насчет этой даты, потом они были опровергнуты… Однако безусловно известно, каким именно проектом филиал откроется — выставкой под названием «На вкус и цвет. Образы еды в русском искусстве». Ее идея, сформулированная еще при предыдущем директоре музея, Зельфире Трегуловой, тесно связана с оригинальным предназначением здания — фабрики-кухни, утопического конвейера с непрерывным циклом производства и потребления еды.

В преддверии вернисажа галерея угощает нас закусками к этому сюжету. В числе новостей — известие о том, что завершена реставрация одной из картин, которые на выставку привезут из Москвы. Речь идет о хрестоматийном полотне Василия Перова «Охотники на привале» (1871). Оно было осмотрено задолго до вывоза в Самару, и реставраторы пришли к выводу, что хорошо бы им этим произведением заняться, тем более что оставшееся время позволяло.

Исследования показали, что, помимо тонкого нижнего авторского лака, на картине есть еще несколько слоев с загрязнениями.  Фото: Государственная Третьяковская галерея
Исследования показали, что, помимо тонкого нижнего авторского лака, на картине есть еще несколько слоев с загрязнениями.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Изучение сохранности картины, состава лака, а также архивных материалов о предыдущих реставрациях позволило составить план необходимых работ. Результаты проб, взятых отделом комплексных исследований, показали, что, помимо тонкого нижнего авторского лака, на картине есть еще несколько слоев с загрязнениями. В музее приняли решение об очистке полотна, ведь такое многослойное помутнение приводит к колористическому и тональному искажению авторского замысла.

Утоньшать лак решили составом в виде геля, нанесенным на специальные салфетки. Этот способ был успешно освоен в мастерской научной реставрации масляной станковой живописи XVIII — начала XX века Третьяковской галереи под руководством Андрея Голубейко (лауреата Премии The Art Newspaper Russia в номинации «Реставрация», а также Государственной премии). Его уже применяли при реставрации полотен Николая Ге, Ильи Репина, Константина Флавицкого и других современников Перова, и метод доказал, что он дает возможность максимально эффективно сохранить авторскую живопись, при этом позволяя сберечь изначальный, авторский слой лака, нанесенный на полотно самым первым.

Над «Охотниками на привале» трудились реставраторы Андрей Замков и Анна Тимошенкова. Как сообщают в ГТГ, картине удалось вернуть первоначальные краски: «Серое небо обрело привычное для средней полосы России белесое утреннее свечение, стали более заметными очертания снежинок, открылась синева пейзажа заднего плана». После снятия потемневшего лака стало видно ружье за спиной главного рассказчика, раскрылся глаз собаки, выглядывающей из зарослей. Среди других проявившихся деталей — глина на подошвах обуви, дырочки в шляпе егеря, пробитые случайным выстрелом дробовика.

Утончение слоев лака с загрязнениями велось при помощи геля, нанесенного на салфетки.  Фото: Государственная Третьяковская галерея
Утончение слоев лака с загрязнениями велось при помощи геля, нанесенного на салфетки.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Помимо этих изменений, заметных невооруженным глазом, также были проведены работы скрытые, но крайне важные для сохранности полотна: укреплены отставания красочного слоя, усилены авторские кромки, местами подведены реставрационные кромки. Вдобавок, с учетом предстоящей «гастроли», для картины был изготовлен новый подрамник, благодаря которому она сможет лучше переносить путешествия в будущем. А их, видимо, будет немало: кроме филиала в Самаре в этом году планируется открытие отделения в Калининграде, затем последует здание во Владивостоке, то есть количество перемещений шедевров из Третьяковской галереи по всей стране должно значительно вырасти. 

Самое читаемое:
1
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
2
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
3
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
С аншлагом в ММОМА на Гоголевском бульваре открылась выставка «Это лучшее, что у нас есть. Выбор The Art Newspaper Russia», взбудоражившая весь московский художественный бомонд
19.02.2025
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
4
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»
25.02.2025
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
5
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
6
Виктор Попков: на пределе дозволенного шестидесятничества
Каталог монографической выставки в Третьяковской галерее дает возможность оценить фигуру этого художника с разных ракурсов. Порой они довольно субъективны, что к лучшему: воспринимать творчество Попкова по методичке — занятие бесцельное
21.02.2025
Виктор Попков: на пределе дозволенного шестидесятничества
7
Отмена отмены? Русское искусство на Западе и в России
Несмотря на политические и экономические потрясения, для западного рынка русского искусства 2024 год стал годом рекордов. Однако на фоне бурно развивающегося локального арт-рынка он все еще находится в упадке
19.02.2025
Отмена отмены? Русское искусство на Западе и в России
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+