18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Арт-дилерство — существительное женского рода

Пегги Гуггенхайм в библиотеке Палаццо Вениер-деи-Леони, Венеция, 1960-е. Фото: Solomon R. Guggenheim Foundation, Venice
Пегги Гуггенхайм в библиотеке Палаццо Вениер-деи-Леони, Венеция, 1960-е.
Фото: Solomon R. Guggenheim Foundation, Venice
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

Если интерес к жизни и творчеству женщин-художников выглядит сегодня устойчивым трендом, то к личностям женщин, проявивших себя в качестве арт-дилеров, лишь начинают присматриваться. Пример тому — сборник британского издательства Bloomsbury Visual Arts

Стоит заглянуть за кулисы деятельности едва ли не любого крупного художника или направления XX века, и вы обнаружите женщину арт-дилера, руководившую дизайном выставок, продажами работ и продюсированием каталогов, книг, статей и публичных событий. Берта Вейль и Парижская школа, Пегги Гуггенхайм и абстрактный экспрессионизм, Вирджиния Дван и ленд-арт и минимализм — вот лишь три примера из сотен других.

В последние годы коммерческие галереи и учреждения возглавили изучение этой истории, организуя выставки (например, «Эдит Халперт и взлет американского искусства» в Еврейском музее Нью-Йорка в 2019–2020 годах) и симпозиумы («Восстановление женского наследия» в 2021 году в исследовательском центре Коллекции Фрика), которые преодолевают закоснелость исследований об арт-рынке.

Коллективный труд «Женщины арт-дилеры» — первая книга, изучающая способы, при помощи которых женщины культивировали современное искусство в разных странах с 1940 по 1990 год. Особое внимание уделено Европе, США и Южной Африке. В хронологическом порядке каждая из 17 основных глав предлагает тематическое исследование, подчеркивающее влияние конкретной женщины-дилера на ее регион и более широко — на историю искусства.

Women Art Dealers: Creating Markets for Modern Art, 1940–1990 / Véronique Chagnon-Burke, Caterina Toschi, ed. Bloomsbury Visual Arts. 272 с.: 86 ч/б и цв. ил. £90. На английском языке
Women Art Dealers: Creating Markets for Modern Art, 1940–1990 / Véronique Chagnon-Burke, Caterina Toschi, ed. Bloomsbury Visual Arts. 272 с.: 86 ч/б и цв. ил. £90. На английском языке

На первый план выдвинут культурный вклад (а не коммерческие спекуляции) этих галеристок — подход, во многом противоположный исследованиям о галереях под руководством мужчин, когда конкуренция между коллекционерами, рекордные аукционные цены, формирование вкуса и махинации с продажами нередко выступают в качестве критериев важности.

Нынешняя книга, как и ее предшественницы, сосредоточена на трансатлантическом сотрудничестве и построении дилерских связей, а также на мифах о будто бы дальновидных, исключительных и независимо мыслящих арт-дилерах. Учитывая, что именно гендер предопределял структуру издания, можно было ждать разрушения некоторых легенд и шаблонов. Однако, за исключением исследования Карлотты Кастеллани о галеристке Мэри Бун, анализ взаимосвязи между гендером и арт-рынком возникает здесь лишь эпизодически.

Масштаб деятельности героинь книги подробно исследован и контекстуализирован в легко усваиваемых, информативных главах. Хотя слово «дилер», как поясняет глава Софии Понте, посвященная Этелине Росас, может сбивать с толку, учитывая, что эти женщины нередко выполняли самые разные функции. Росас, в частности, была еще и реставратором и музеологом.

Арт-дилер, реставратор, музеолог Этелина Росас (слева) с художницей Паулой Регу в Музее Серралвеша. Порту, 1988.  Фото: Jorge Rosas
Арт-дилер, реставратор, музеолог Этелина Росас (слева) с художницей Паулой Регу в Музее Серралвеша. Порту, 1988.
Фото: Jorge Rosas

Особенно примечательно, какими способами женщины-дилеры содействовали встраиванию современного искусства в историю. Например, Берта Шефер подарила свою коллекцию Художественной галерее Шелдон при Университете Небраски в США. А в ряде случаев женщины использовали свой профессиональный статус и для противодействия дискриминации. В главе Федерико Фрески и Лары Козе о южноафриканке Линде Гивон говорится о том, что ее «настойчивость в деле создания нерасовой галереи была радикальным актом неповиновения».

Читатель убедится в том, что рынки для своих художников женщины арт-дилеры чаще всего создавали не только из-за заинтересованности в продажах, но и в связи с необходимостью накопления культурного капитала и заботой об инновациях. Правда, пересказанное Кристиной Брандберг заявление Агнес Видлунд 1961 года: «Я ненавижу всех этих маленьких, лишенных страсти торговцев» — служит некоторым ностальгическим контрастом к исследованию о Мэри Бун, которая в 1980-е годы беззастенчиво приняла новую культуру торговли и непомерных цен.

Вопросы о взаимоотношениях гендера, искусства и деловой практики после прочтения книги все же остаются, но она явно станет серьезным импульсом к решению проблемы гендерного дисбаланса в этой развивающейся области истории искусства. 

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
Каждый из художников мог стать героем отдельного проекта, но в Третьяковке решили поразить зрителя мощным династическим аккордом. «Эпохалка» приурочена к датам: 175-летию со дня рождения Виктора Васнецова и 100-летию со дня рождения Андрея Васнецова
27.05.2024
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
3
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
Выставка «Журнал красивой жизни» посвящена «России, которую мы потеряли», только вместо хруста французской булки — Бакст, Коровин и Фешин
20.06.2024
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
4
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
5
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
В Музее Москвы идет выставка «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х». Мы поговорили с ее сокуратором Надеждой Плунгян о создании этого и других проектов, написании книг, а также об особенностях восприятия гендера в России сегодня
17.06.2024
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
6
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
7
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Количество участников, широкая география проекта, насыщенная образовательная программа и новый подход к организации выставочного пространства — все это отличает ярмарку искусства 1703 в этом году
27.05.2024
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+