18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Арт-дилерство — существительное женского рода

Пегги Гуггенхайм в библиотеке Палаццо Вениер-деи-Леони, Венеция, 1960-е. Фото: Solomon R. Guggenheim Foundation, Venice
Пегги Гуггенхайм в библиотеке Палаццо Вениер-деи-Леони, Венеция, 1960-е.
Фото: Solomon R. Guggenheim Foundation, Venice
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

Если интерес к жизни и творчеству женщин-художников выглядит сегодня устойчивым трендом, то к личностям женщин, проявивших себя в качестве арт-дилеров, лишь начинают присматриваться. Пример тому — сборник британского издательства Bloomsbury Visual Arts

Стоит заглянуть за кулисы деятельности едва ли не любого крупного художника или направления XX века, и вы обнаружите женщину арт-дилера, руководившую дизайном выставок, продажами работ и продюсированием каталогов, книг, статей и публичных событий. Берта Вейль и Парижская школа, Пегги Гуггенхайм и абстрактный экспрессионизм, Вирджиния Дван и ленд-арт и минимализм — вот лишь три примера из сотен других.

В последние годы коммерческие галереи и учреждения возглавили изучение этой истории, организуя выставки (например, «Эдит Халперт и взлет американского искусства» в Еврейском музее Нью-Йорка в 2019–2020 годах) и симпозиумы («Восстановление женского наследия» в 2021 году в исследовательском центре Коллекции Фрика), которые преодолевают закоснелость исследований об арт-рынке.

Коллективный труд «Женщины арт-дилеры» — первая книга, изучающая способы, при помощи которых женщины культивировали современное искусство в разных странах с 1940 по 1990 год. Особое внимание уделено Европе, США и Южной Африке. В хронологическом порядке каждая из 17 основных глав предлагает тематическое исследование, подчеркивающее влияние конкретной женщины-дилера на ее регион и более широко — на историю искусства.

Women Art Dealers: Creating Markets for Modern Art, 1940–1990 / Véronique Chagnon-Burke, Caterina Toschi, ed. Bloomsbury Visual Arts. 272 с.: 86 ч/б и цв. ил. £90. На английском языке
Women Art Dealers: Creating Markets for Modern Art, 1940–1990 / Véronique Chagnon-Burke, Caterina Toschi, ed. Bloomsbury Visual Arts. 272 с.: 86 ч/б и цв. ил. £90. На английском языке

На первый план выдвинут культурный вклад (а не коммерческие спекуляции) этих галеристок — подход, во многом противоположный исследованиям о галереях под руководством мужчин, когда конкуренция между коллекционерами, рекордные аукционные цены, формирование вкуса и махинации с продажами нередко выступают в качестве критериев важности.

Нынешняя книга, как и ее предшественницы, сосредоточена на трансатлантическом сотрудничестве и построении дилерских связей, а также на мифах о будто бы дальновидных, исключительных и независимо мыслящих арт-дилерах. Учитывая, что именно гендер предопределял структуру издания, можно было ждать разрушения некоторых легенд и шаблонов. Однако, за исключением исследования Карлотты Кастеллани о галеристке Мэри Бун, анализ взаимосвязи между гендером и арт-рынком возникает здесь лишь эпизодически.

Масштаб деятельности героинь книги подробно исследован и контекстуализирован в легко усваиваемых, информативных главах. Хотя слово «дилер», как поясняет глава Софии Понте, посвященная Этелине Росас, может сбивать с толку, учитывая, что эти женщины нередко выполняли самые разные функции. Росас, в частности, была еще и реставратором и музеологом.

Арт-дилер, реставратор, музеолог Этелина Росас (слева) с художницей Паулой Регу в Музее Серралвеша. Порту, 1988.  Фото: Jorge Rosas
Арт-дилер, реставратор, музеолог Этелина Росас (слева) с художницей Паулой Регу в Музее Серралвеша. Порту, 1988.
Фото: Jorge Rosas

Особенно примечательно, какими способами женщины-дилеры содействовали встраиванию современного искусства в историю. Например, Берта Шефер подарила свою коллекцию Художественной галерее Шелдон при Университете Небраски в США. А в ряде случаев женщины использовали свой профессиональный статус и для противодействия дискриминации. В главе Федерико Фрески и Лары Козе о южноафриканке Линде Гивон говорится о том, что ее «настойчивость в деле создания нерасовой галереи была радикальным актом неповиновения».

Читатель убедится в том, что рынки для своих художников женщины арт-дилеры чаще всего создавали не только из-за заинтересованности в продажах, но и в связи с необходимостью накопления культурного капитала и заботой об инновациях. Правда, пересказанное Кристиной Брандберг заявление Агнес Видлунд 1961 года: «Я ненавижу всех этих маленьких, лишенных страсти торговцев» — служит некоторым ностальгическим контрастом к исследованию о Мэри Бун, которая в 1980-е годы беззастенчиво приняла новую культуру торговли и непомерных цен.

Вопросы о взаимоотношениях гендера, искусства и деловой практики после прочтения книги все же остаются, но она явно станет серьезным импульсом к решению проблемы гендерного дисбаланса в этой развивающейся области истории искусства. 

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+