18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Арт-дилерство — существительное женского рода

Пегги Гуггенхайм в библиотеке Палаццо Вениер-деи-Леони, Венеция, 1960-е. Фото: Solomon R. Guggenheim Foundation, Venice
Пегги Гуггенхайм в библиотеке Палаццо Вениер-деи-Леони, Венеция, 1960-е.
Фото: Solomon R. Guggenheim Foundation, Venice
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

Если интерес к жизни и творчеству женщин-художников выглядит сегодня устойчивым трендом, то к личностям женщин, проявивших себя в качестве арт-дилеров, лишь начинают присматриваться. Пример тому — сборник британского издательства Bloomsbury Visual Arts

Стоит заглянуть за кулисы деятельности едва ли не любого крупного художника или направления XX века, и вы обнаружите женщину арт-дилера, руководившую дизайном выставок, продажами работ и продюсированием каталогов, книг, статей и публичных событий. Берта Вейль и Парижская школа, Пегги Гуггенхайм и абстрактный экспрессионизм, Вирджиния Дван и ленд-арт и минимализм — вот лишь три примера из сотен других.

В последние годы коммерческие галереи и учреждения возглавили изучение этой истории, организуя выставки (например, «Эдит Халперт и взлет американского искусства» в Еврейском музее Нью-Йорка в 2019–2020 годах) и симпозиумы («Восстановление женского наследия» в 2021 году в исследовательском центре Коллекции Фрика), которые преодолевают закоснелость исследований об арт-рынке.

Коллективный труд «Женщины арт-дилеры» — первая книга, изучающая способы, при помощи которых женщины культивировали современное искусство в разных странах с 1940 по 1990 год. Особое внимание уделено Европе, США и Южной Африке. В хронологическом порядке каждая из 17 основных глав предлагает тематическое исследование, подчеркивающее влияние конкретной женщины-дилера на ее регион и более широко — на историю искусства.

Women Art Dealers: Creating Markets for Modern Art, 1940–1990 / Véronique Chagnon-Burke, Caterina Toschi, ed. Bloomsbury Visual Arts. 272 с.: 86 ч/б и цв. ил. £90. На английском языке
Women Art Dealers: Creating Markets for Modern Art, 1940–1990 / Véronique Chagnon-Burke, Caterina Toschi, ed. Bloomsbury Visual Arts. 272 с.: 86 ч/б и цв. ил. £90. На английском языке

На первый план выдвинут культурный вклад (а не коммерческие спекуляции) этих галеристок — подход, во многом противоположный исследованиям о галереях под руководством мужчин, когда конкуренция между коллекционерами, рекордные аукционные цены, формирование вкуса и махинации с продажами нередко выступают в качестве критериев важности.

Нынешняя книга, как и ее предшественницы, сосредоточена на трансатлантическом сотрудничестве и построении дилерских связей, а также на мифах о будто бы дальновидных, исключительных и независимо мыслящих арт-дилерах. Учитывая, что именно гендер предопределял структуру издания, можно было ждать разрушения некоторых легенд и шаблонов. Однако, за исключением исследования Карлотты Кастеллани о галеристке Мэри Бун, анализ взаимосвязи между гендером и арт-рынком возникает здесь лишь эпизодически.

Масштаб деятельности героинь книги подробно исследован и контекстуализирован в легко усваиваемых, информативных главах. Хотя слово «дилер», как поясняет глава Софии Понте, посвященная Этелине Росас, может сбивать с толку, учитывая, что эти женщины нередко выполняли самые разные функции. Росас, в частности, была еще и реставратором и музеологом.

Арт-дилер, реставратор, музеолог Этелина Росас (слева) с художницей Паулой Регу в Музее Серралвеша. Порту, 1988.  Фото: Jorge Rosas
Арт-дилер, реставратор, музеолог Этелина Росас (слева) с художницей Паулой Регу в Музее Серралвеша. Порту, 1988.
Фото: Jorge Rosas

Особенно примечательно, какими способами женщины-дилеры содействовали встраиванию современного искусства в историю. Например, Берта Шефер подарила свою коллекцию Художественной галерее Шелдон при Университете Небраски в США. А в ряде случаев женщины использовали свой профессиональный статус и для противодействия дискриминации. В главе Федерико Фрески и Лары Козе о южноафриканке Линде Гивон говорится о том, что ее «настойчивость в деле создания нерасовой галереи была радикальным актом неповиновения».

Читатель убедится в том, что рынки для своих художников женщины арт-дилеры чаще всего создавали не только из-за заинтересованности в продажах, но и в связи с необходимостью накопления культурного капитала и заботой об инновациях. Правда, пересказанное Кристиной Брандберг заявление Агнес Видлунд 1961 года: «Я ненавижу всех этих маленьких, лишенных страсти торговцев» — служит некоторым ностальгическим контрастом к исследованию о Мэри Бун, которая в 1980-е годы беззастенчиво приняла новую культуру торговли и непомерных цен.

Вопросы о взаимоотношениях гендера, искусства и деловой практики после прочтения книги все же остаются, но она явно станет серьезным импульсом к решению проблемы гендерного дисбаланса в этой развивающейся области истории искусства. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+