Давайте вспомним о роли личности в истории вообще и истории искусства в частности, задумаемся о том, как эстетические представления мецената, его бизнес-планы и связанные с ними проблемы (скажем, состояние государства или нехватка квалифицированного персонала на производстве) влияют на культуру. Промышленник и меценат Савва Мамонтов в не самые хлебные для России годы умудрялся одновременно заниматься железнодорожным строительством, индустриальными и добывающими проектами государственного масштаба и при этом уделять немало времени и сил Абрамцевскому художественному кружку, театру, архитектуре, издательской деятельности. Чем он только не занимался! Но в результате мы имеем и железные дороги, и Врубеля, и Мурманск, и «Мир искусства».
Есть разные точки зрения на вопрос, что чему предшествует и воспоследует: экономическая формация обретает ли отражение в искусстве или, наоборот, ушедшее в отрыв, в будущее искусство транслирует образы и смыслы в развивающуюся экономику. Мамонтовский павильон «Крайний Север» на нижегородской Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года, привлекавший внимание государства и общественности к освоению северных территорий, предшествовал Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана на военных ледоколах «Таймыр» и «Вайгач» 1910–1915 годов и основанию Мурманска.
Оформил мамонтовский павильон Константин Коровин из Абрамцевского кружка. Эскизы для панно «Лов рыбы», «Охота на моржей» и других подобных художник сделал во время совместной с Валентином Серовым поездки по северным территориям, организованной и оплаченной, разумеется, Мамонтовым.
На дворе модерн, общество в поисках самоидентификации, актуальный художник на службе мыслящего в категориях государственного блага и процветания просвещенного капиталиста — хороший пример культурной политики своего времени. Примерно так это работает и сейчас, аналогия напрашивается. Как будто бы и не было целого столетия социальных экспериментов, социальных и художественных революций, контрреволюций, техногенных катастроф, как будто все заново.
В 2018 году промышленник и общественный деятель, совладелец завода «Ростсельмаш» Константин Бабкин обратился к ректору МГАХИ им. В.И.Сурикова, народному художнику России Анатолию Любавину с идеей фестиваля «Время, вперед!», который вернет в современное искусство тему созидательного труда, начнет серьезный разговор об общественных ценностях. Внимание к вопросам культуры современного государственно мыслящего предпринимателя и мецената Константин Бабкин объясняет так: «Наше поколение еще застало фантастов, которые рисовали образ будущего, покорение планет, развитие человечества, установление справедливого общества — казалось, через это можно построить тот мир, в котором хочется жить. И мне, тогда еще школьнику, хотелось заниматься этим, быть вовлеченным в технический прогресс. А в 1990-е технический прогресс потерял свою притягательность. „Буран“ слетал один раз и оказался не нужен. „Энергия“, выводящая на орбиту 100 т, тоже не пригодилась — зачем так много? А до того случился Чернобыль…
И фантастика, и вся та культура, через которую в том числе я был вовлечен в созидание, в желание заниматься наукой, физикой, — все это исчезло. Целое поколение оказалось выброшено из науки, ушло в бизнес, в какие-то другие области. Искусство соответствовало времени, его состояние иллюстрировало тяжелый кризис нашего общества. Художники, философы провозглашали, что прогресс больше не интересен. Началась эпоха постмодерна — высмеять, деморализовать, разрушить стереотипы — время разочарования, иронии, цитирования, искусства, ведущего в никуда. Состояние постмодерна для меня — это эпоха, когда технический прогресс утратил свою притягательность».
По признанию Константина Бабкина, большое впечатление произвела на него книга «Метамодерн в музыке и вокруг нее» петербургского композитора Настасьи Хрущевой. Идеи «новой искренности», «новой простоты» и ясности искусства метамодернизма, идущего на смену запутавшемуся в собственных играх постмодернизму, оказались созвучны новому времени. Он подчеркивает, что пандемия, военные конфликты, разрыв экономических связей демонстрируют несостоятельность утопии мира без границ и необходимость поиска путей развития с опорой на внутренние резервы.
Согласно принятой в СССР концепции «социального заказа» художникам вменялось в обязанность воспевать созидательный труд, светлое будущее, предоставлять юношеству пластически убедительные и вдохновляющие примеры для подражания, пользуясь проверенным методом соцреализма.
«Конечно, соцреализм приукрашивал действительность. Наверное, рабочие не такие красивые, как на картинах Дейнеки. Но это искусство сопровождалось индустриализацией, огромными свершениями в экономике, в технологии, в науке, победой в страшной войне. Думаю, искусство опережало, воодушевляло, словно бы говоря: „Ребята, смотрите вперед, там все должно быть красиво. Пусть сегодня это не так, но если посмотреть с вот этого ракурса, чуть света поддать…“ И это работало, двигало страну вперед.
Мы на заводе „Ростсельмаш“ делаем комбайны, занимаемся производством. Я вижу, как меняется отношение к жизни. У молодых людей появилось желание созидать и трудиться, молодежь идет на завод. Мне интересно осмыслить перемены, понять, какое будущее нас ждет. Это важно в том числе и с экономической точки зрения: для того чтобы вкладывать деньги, инвестировать на многие годы вперед, надо понимать, куда движется общество, чего мы все хотим».
Такой практичный подход, в основе которого лежит вера в будущее страны, надежда на новый виток развития и технологический прогресс, позволил идеологу культурного проекта сформулировать идею нового «социального заказа».
«Мы поставили задачу так: давайте сделаем искусство, которое воодушевляет, рисует труд в позитивном ключе. Ни в телевизоре, ни в кино, ни в газетах этого нет. В культуре доминирует образ столетней давности: „сидят впотьмах рабочие, подмокший хлеб жуют“. А это уже не так! На заводе сегодня светло, чисто, уютно, а завтра будет еще лучше. Мы сказали художникам: „Давайте, нарисуйте нам новый, современный образ труда“. Так появился фестиваль „Время вперед!“.
И вот 15 преподавателей и студентов института поехали на завод „Ростсельмаш“ и в результате сделали прекрасную выставку академической живописи на тему труда. Это всем понравилось, другие заводы стали приглашать к себе участников фестиваля. Проект расширяется, уже сотни, если не тысячи художников участвуют в нашем движении, больше 50 заводов по всей России в списке наших партнеров», — рассказывает Константин Бабкин.
На участие в фестивале «Время, вперед!» в 2023 году было подано 1,5 тыс. заявок. Сколько новых Коровиных и Серовых среди 170 художников выставки «Искусство труда»? В ожидании кумулятивного эффекта перехода количества в качество некоторые живописцы и скульпторы по инерции обращаются к традиции, к золотому веку искусства и промышленности. А золотой век темы труда — тот самый социалистический реализм прошлого века — несправедливо отвергнутая, но сохранившая силу изобразительная традиция, которую создатели и участники фестиваля наполняют новым смыслом и актуальным звучанием.
«Мне близок русский реализм, соцреализм, „суровый стиль“. В моей личной коллекции есть десяток работ Виктора Попкова», - личность и вкус идеолога и мецената влияют на эстетику всего культурного проекта, но художественные работы на выставку отбирает жюри фестиваля. Современность требует актуального исполнения, художники вольны сколько угодно экспериментировать с формой и цветом, раскрывая тему труда по-своему.
«Чтобы инвестировать в будущее, чтобы молодежь стремилась к знанию, чтобы шла учиться на инженеров, физиков, на конструкторов коробок передач или контролеров для нашей техники, чтобы на много лет вперед люди планировали учебу и карьеру, связывали судьбу со своей страной, мы должны нарисовать и запроектировать, куда идем, предъявить образ будущего и наши культурные ориентиры. Наступила новая эпоха, Россия снова может развиваться. Компьютеризация, информатизация, большие данные, новые технологии коммуникации. Теперь снова можно исследовать планеты — пусть дронами вместо человека. Мы опять можем идти по пути прогресса. Это отражается в том числе на „Ростсельмаше“. Производство расширяется, завод каждый год выпускает новые модели, растет и эволюционирует. Я хочу верить в то, что эпоха постмодерна и разочарования ушла и наступает эпоха оптимизма. Хочется, чтобы эта перемена выражалась в искусстве», — рассказывает Константин Бабкин в кулуарах Московского экономического форума. Это еще один общественно значимый проект, инициатором и активным участником которого он является.
В этом году МЭФ прошел под девизом «Экономика. Культура. Новые ориентиры» и дискуссионную программу дополнила передвижная экспозиция избранных работ с выставки «Искусство труда». Показанная ранее в залах Союза художников России в Новой Третьяковке, она иллюстрирует то, как культурная политика может влиять на общественное мнение и процветание России.
До 31 августа продолжается прием заявок на участие в шестом сезоне Всероссийского фестиваля «Время, вперед!». Тема нового культурного проекта, в котором могут поучаствовать профессиональные художники и любители со всей России, — «Созидательный труд». Победителей в четырех номинациях: «Живопись», «Графика», «Скульптура и декоративно-прикладное искусство», «Инсталляция» — ожидают денежные призы и участие в ставшей уже традиционной выставке «Искусство труда» в залах Союза художников России в Новой Третьяковке.
Партнерский материал