18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Метамодернистская апология труда

Маргарита Симонова. «Ткачихи». 2023 Фото: фестиваль «Время, вперед!»
Маргарита Симонова. «Ткачихи». 2023
Фото: фестиваль «Время, вперед!»

Шестой сезон фестиваля художников и скульпторов «Время, вперед!» набирает обороты. Мы разбираемся в причинах, по которым тема труда в искусстве вновь обретает актуальность

Давайте вспомним о роли личности в истории вообще и истории искусства в частности, задумаемся о том, как эстетические представления мецената, его бизнес-планы и связанные с ними проблемы (скажем, состояние государства или нехватка квалифицированного персонала на производстве) влияют на культуру. Промышленник и меценат Савва Мамонтов в не самые хлебные для России годы умудрялся одновременно заниматься железнодорожным строительством, индустриальными и добывающими проектами государственного масштаба и при этом уделять немало времени и сил Абрамцевскому художественному кружку, театру, архитектуре, издательской деятельности. Чем он только не занимался! Но в результате мы имеем и железные дороги, и Врубеля, и Мурманск, и «Мир искусства».

Есть разные точки зрения на вопрос, что чему предшествует и воспоследует: экономическая формация обретает ли отражение в искусстве или, наоборот, ушедшее в отрыв, в будущее искусство транслирует образы и смыслы в развивающуюся экономику. Мамонтовский павильон «Крайний Север» на нижегородской Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года, привлекавший внимание государства и общественности к освоению северных территорий, предшествовал Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана на военных ледоколах «Таймыр» и «Вайгач» 1910–1915 годов и основанию Мурманска.

Константин Коровин. «Ловля рыбы в Мурманском море». 1896. Фото: Третьяковская галерея
Константин Коровин. «Ловля рыбы в Мурманском море». 1896.
Фото: Третьяковская галерея

Оформил мамонтовский павильон Константин Коровин из Абрамцевского кружка. Эскизы для панно «Лов рыбы», «Охота на моржей» и других подобных художник сделал во время совместной с Валентином Серовым поездки по северным территориям, организованной и оплаченной, разумеется, Мамонтовым.

На дворе модерн, общество в поисках самоидентификации, актуальный художник на службе мыслящего в категориях государственного блага и процветания просвещенного капиталиста — хороший пример культурной политики своего времени. Примерно так это работает и сейчас, аналогия напрашивается. Как будто бы и не было целого столетия социальных экспериментов, социальных и художественных революций, контрреволюций, техногенных катастроф, как будто все заново.

Конец постмодерну

В 2018 году промышленник и общественный деятель, совладелец завода «Ростсельмаш» Константин Бабкин обратился к ректору МГАХИ им. В.И.Сурикова, народному художнику России Анатолию Любавину с идеей фестиваля «Время, вперед!», который вернет в современное искусство тему созидательного труда, начнет серьезный разговор об общественных ценностях. Внимание к вопросам культуры современного государственно мыслящего предпринимателя и мецената Константин Бабкин объясняет так: «Наше поколение еще застало фантастов, которые рисовали образ будущего, покорение планет, развитие человечества, установление справедливого общества — казалось, через это можно построить тот мир, в котором хочется жить. И мне, тогда еще школьнику, хотелось заниматься этим, быть вовлеченным в технический прогресс. А в 1990-е технический прогресс потерял свою притягательность. „Буран“ слетал один раз и оказался не нужен. „Энергия“, выводящая на орбиту 100 т, тоже не пригодилась — зачем так много? А до того случился Чернобыль…

Организаторы фестиваля «Время, вперед!» на выставке «Искусство труда» в Новой Третьяковке. Фото:  фестиваль «Время, вперед!»
Организаторы фестиваля «Время, вперед!» на выставке «Искусство труда» в Новой Третьяковке.
Фото: фестиваль «Время, вперед!»

И фантастика, и вся та культура, через которую в том числе я был вовлечен в созидание, в желание заниматься наукой, физикой, — все это исчезло. Целое поколение оказалось выброшено из науки, ушло в бизнес, в какие-то другие области. Искусство соответствовало времени, его состояние иллюстрировало тяжелый кризис нашего общества. Художники, философы провозглашали, что прогресс больше не интересен. Началась эпоха постмодерна — высмеять, деморализовать, разрушить стереотипы — время разочарования, иронии, цитирования, искусства, ведущего в никуда. Состояние постмодерна для меня — это эпоха, когда технический прогресс утратил свою притягательность».

По признанию Константина Бабкина, большое впечатление произвела на него книга «Метамодерн в музыке и вокруг нее» петербургского композитора Настасьи Хрущевой. Идеи «новой искренности», «новой простоты» и ясности искусства метамодернизма, идущего на смену запутавшемуся в собственных играх постмодернизму, оказались созвучны новому времени. Он подчеркивает, что пандемия, военные конфликты, разрыв экономических связей демонстрируют несостоятельность утопии мира без границ и необходимость поиска путей развития с опорой на внутренние резервы.

Согласно принятой в СССР концепции «социального заказа» художникам вменялось в обязанность воспевать созидательный труд, светлое будущее, предоставлять юношеству пластически убедительные и вдохновляющие примеры для подражания, пользуясь проверенным методом соцреализма.

Анатолий Крылов. «Камские просторы» (триптих). 2024. Фото:  фестиваль «Время, вперед!»
Анатолий Крылов. «Камские просторы» (триптих). 2024.
Фото: фестиваль «Время, вперед!»

«Конечно, соцреализм приукрашивал действительность. Наверное, рабочие не такие красивые, как на картинах Дейнеки. Но это искусство сопровождалось индустриализацией, огромными свершениями в экономике, в технологии, в науке, победой в страшной войне. Думаю, искусство опережало, воодушевляло, словно бы говоря: „Ребята, смотрите вперед, там все должно быть красиво. Пусть сегодня это не так, но если посмотреть с вот этого ракурса, чуть света поддать…“ И это работало, двигало страну вперед.

Мы на заводе „Ростсельмаш“ делаем комбайны, занимаемся производством. Я вижу, как меняется отношение к жизни. У молодых людей появилось желание созидать и трудиться, молодежь идет на завод. Мне интересно осмыслить перемены, понять, какое будущее нас ждет. Это важно в том числе и с экономической точки зрения: для того чтобы вкладывать деньги, инвестировать на многие годы вперед, надо понимать, куда движется общество, чего мы все хотим».

Такой практичный подход, в основе которого лежит вера в будущее страны, надежда на новый виток развития и технологический прогресс, позволил идеологу культурного проекта сформулировать идею нового «социального заказа».

Екатерина Бровкина. «Просвет». 2024. Фото:  фестиваль «Время, вперед!»
Екатерина Бровкина. «Просвет». 2024.
Фото: фестиваль «Время, вперед!»

«Мы поставили задачу так: давайте сделаем искусство, которое воодушевляет, рисует труд в позитивном ключе. Ни в телевизоре, ни в кино, ни в газетах этого нет. В культуре доминирует образ столетней давности: „сидят впотьмах рабочие, подмокший хлеб жуют“. А это уже не так! На заводе сегодня светло, чисто, уютно, а завтра будет еще лучше. Мы сказали художникам: „Давайте, нарисуйте нам новый, современный образ труда“. Так появился фестиваль „Время вперед!“.

И вот 15 преподавателей и студентов института поехали на завод „Ростсельмаш“ и в результате сделали прекрасную выставку академической живописи на тему труда. Это всем понравилось, другие заводы стали приглашать к себе участников фестиваля. Проект расширяется, уже сотни, если не тысячи художников участвуют в нашем движении, больше 50 заводов по всей России в списке наших партнеров», — рассказывает Константин Бабкин.

Всё из труда

На участие в фестивале «Время, вперед!» в 2023 году было подано 1,5 тыс. заявок. Сколько новых Коровиных и Серовых среди 170 художников выставки «Искусство труда»? В ожидании кумулятивного эффекта перехода количества в качество некоторые живописцы и скульпторы по инерции обращаются к традиции, к золотому веку искусства и промышленности. А золотой век темы труда — тот самый социалистический реализм прошлого века — несправедливо отвергнутая, но сохранившая силу изобразительная традиция, которую создатели и участники фестиваля наполняют новым смыслом и актуальным звучанием.

Евгения Михайлова, София Орловская. «Супрематический натюрморт на тему труда». 2022. Фото:  фестиваль «Время, вперед!»
Евгения Михайлова, София Орловская. «Супрематический натюрморт на тему труда». 2022.
Фото: фестиваль «Время, вперед!»

«Мне близок русский реализм, соцреализм, „суровый стиль“. В моей личной коллекции есть десяток работ Виктора Попкова», - личность и вкус идеолога и мецената влияют на эстетику всего культурного проекта, но художественные работы на выставку отбирает жюри фестиваля. Современность требует актуального исполнения, художники вольны сколько угодно экспериментировать с формой и цветом, раскрывая тему труда по-своему.

«Чтобы инвестировать в будущее, чтобы молодежь стремилась к знанию, чтобы шла учиться на инженеров, физиков, на конструкторов коробок передач или контролеров для нашей техники, чтобы на много лет вперед люди планировали учебу и карьеру, связывали судьбу со своей страной, мы должны нарисовать и запроектировать, куда идем, предъявить образ будущего и наши культурные ориентиры. Наступила новая эпоха, Россия снова может развиваться. Компьютеризация, информатизация, большие данные, новые технологии коммуникации. Теперь снова можно исследовать планеты — пусть дронами вместо человека. Мы опять можем идти по пути прогресса. Это отражается в том числе на „Ростсельмаше“. Производство расширяется, завод каждый год выпускает новые модели, растет и эволюционирует. Я хочу верить в то, что эпоха постмодерна и разочарования ушла и наступает эпоха оптимизма. Хочется, чтобы эта перемена выражалась в искусстве», — рассказывает Константин Бабкин в кулуарах Московского экономического форума. Это еще один общественно значимый проект, инициатором и активным участником которого он является.

В этом году МЭФ прошел под девизом «Экономика. Культура. Новые ориентиры» и дискуссионную программу дополнила передвижная экспозиция избранных работ с выставки «Искусство труда». Показанная ранее в залах Союза художников России в Новой Третьяковке, она иллюстрирует то, как культурная политика может влиять на общественное мнение и процветание России.

Традиционная выставка «Искусство труда» состоится в конце шестого сезона фестиваля в залах Союза художников России в Новой Третьяковке. Фото:  фестиваль «Время, вперед!»
Традиционная выставка «Искусство труда» состоится в конце шестого сезона фестиваля в залах Союза художников России в Новой Третьяковке.
Фото: фестиваль «Время, вперед!»

До 31 августа продолжается прием заявок на участие в шестом сезоне Всероссийского фестиваля «Время, вперед!». Тема нового культурного проекта, в котором могут поучаствовать профессиональные художники и любители со всей России, — «Созидательный труд». Победителей в четырех номинациях: «Живопись», «Графика», «Скульптура и декоративно-прикладное искусство», «Инсталляция» — ожидают денежные призы и участие в ставшей уже традиционной выставке «Искусство труда» в залах Союза художников России в Новой Третьяковке.

Партнерский материал

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
3
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
4
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
5
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
6
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
7
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+