18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Сколько институции должны платить художникам?

Инсталляция турецкой художницы Бану Ченнетоглу на 58-й выставке Carnegie International (2022, Художественный музей Карнеги, Питтсбург). Участники этой выставки впервые получили от музея авторские вознаграждения.  Фото: Rodeo Gallery, and Carnegie Museum of Art
Инсталляция турецкой художницы Бану Ченнетоглу на 58-й выставке Carnegie International (2022, Художественный музей Карнеги, Питтсбург). Участники этой выставки впервые получили от музея авторские вознаграждения.
Фото: Rodeo Gallery, and Carnegie Museum of Art
№120, апрель 2024
№120
Материал из газеты

Гонорары участникам групповых выставок — важная, но традиционно табуированная тема, как и сумма вознаграждения, которое институции выплачивают авторам. Американская журналистка Джулия Гальперин решила разобраться, что и как происходит в этой сфере

Недавно за ужином с группой художников я обронила фразу, после которой за столом воцарилась мертвая тишина: «За участие в биеннале 2019 года Музей Уитни выплатил каждому художнику по $1,5 тыс.». Хотя это не было таким уж секретом: о гонораре, который получили участники той групповой выставки, я прочитала в New York Times несколько лет назад. Но мои собеседники отреагировали так, будто я рассказала им самую важную сплетню сезона («что?», «сколько?», «правда?»). «$1,5 тыс. — это много или мало?» — спросила я. Художники, озадаченные, снова замолчали. Они не знали ответа.

Эта история — пример запутанной и сложной схемы выплаты гонораров за предоставление работ на выставки. Художники весьма трепетно относятся к этой теме, потому что она касается того, как ценится их труд за пределами капризного, финансиализированного арт-рынка. Хотя они и не сильно рассчитывают на такие гонорары, которые исторически были мизерными (если вообще предполагались) и редко обсуждались публично.

«Это, конечно, не та сумма, которой можно оплатить какие-то счета, — говорит художник Калил Роберт Ирвинг о $1,5 тыс., полученных им по итогам Триеннале Нового музея 2021 года, первой выставки, участникам которой институция предложила подобные премии. — Скорее, имеет значение то, что меня признают и платят уже за участие».

По данным опрошенных мною художников и музеев, сейчас размер вознаграждения за участие в биеннале или групповой выставке в музеях США варьируется от $500 до $3 тыс. За персональную выставку или выставку двух авторов гонорар может быть больше, но редко превышает $5 тыс. Здесь я сосредотачиваюсь на биеннале и групповых выставках, потому что они предполагают наиболее внятное сравнение между институциями.

Работа Эмили Баркер на выставке «Построено в масштабе». Мурмурс, Лос-Анджелес. 2019. Фото: Murmurs, Los Angeles
Работа Эмили Баркер на выставке «Построено в масштабе». Мурмурс, Лос-Анджелес. 2019.
Фото: Murmurs, Los Angeles

Практика, когда художникам перечисляют гонорары за предоставление их работ на музейные выставки, получила широкое распространение лишь в последние несколько лет, говорят опрошенные мною источники. Пионерами в этом стали альтернативные арт-пространства и выставочные залы; крупные музеи и собрания подтянулись позднее. Согласно распространенному мнению, экспозиция в музее помогает художникам лучше продавать их работы на арт-рынке. В музеях же принято считать, что деньги ра­зумнее тратить на покупку и реставрацию произведений искусства, чем на выплаты авторам за временные выставки. Но такой подход нивелирует то, сколько времени и сил у художников уходит на работу с музеями — тот самый труд, за который все остальные участники процесса, от куратора до администраторов, получают компенсацию.

«Экспозиция в арт-инсти­туции — это еще и способ легитимизации себя и своих работ, — считает художница, участвовавшая в ряде важных биеннале, но пожелавшая сохранить анонимность из-за деликатности темы. — Я считаю всю эту систему немного эксплуататорской». По ее мнению, административная работа и консультации с кураторами составляют около трети всего времени, которое она тратит на подготовку выставки. И это не считая сбора средств и подачи заявок на гранты для финансирования проектов.

Когда Эрик Кросби, директор Художественного музея Карнеги в Питтсбурге, пришел сюда в качестве куратора в 2015 году, гонорара художникам здесь не преду­сматривалось. После разработки системы премий за персональные выставки в 2018 году Кросби начал выплачивать гонорары и участникам музейной выставки Carnegie International, проходящей раз в четыре года. В выпуске 2022 года размеры авторских премий варьировались от $2 тыс. до $6 тыс. «Если из бюджета, о котором мы говорим, нельзя выделить средства на вознаграждение авторам, — полагает Кросби, — следует задуматься, действительно ли мы соответствуем заявленным ценностям и статусу учреждений, ориентированных на художников».

По словам пресс-службы Музея Уитни, участники нынешней музейной биеннале «Даже лучше, чем на самом деле» (до 11 августа) получат по $2 тыс. каждый — больше, чем прежде (музей начал выплачивать гонорары в 2017 году). В этот раз на биеннале представлен 71 автор, включая 2 арт-коллектива, а это означает, что музей выделил более $150 тыс. из бюджета на авторские премии. Музей Хаммера с 2012 года выплачивает художникам по $1 тыс. за участие в своей биеннале «Сделано в Лос-Анджелесе». В Нью-Йорке MoMA PS1 предоставляет художникам базовый гонорар в размере $500 за участие в больших групповых выставках и более крупные суммы за работу над заказанными произведениями.

Работа Самары Голден на биеннале «Сделано в Лос-Анджелесе. Музей Хаммера. 2014.  Фото: Hammer Museum
Работа Самары Голден на биеннале «Сделано в Лос-Анджелесе. Музей Хаммера. 2014.
Фото: Hammer Museum

Важную роль в изменении подхода к этой проблеме сыграла некоммерческая организация «Работающие художники и большая экономика» (WAGE), созданная в 2012 году и выступающая за регулирование оплаты труда художников в некоммерческом секторе. «Мы пытаемся переопределить отношения между художниками и институциями как трудовые, а не благотворительные, — говорит Лиза Сосколн, главный организатор WAGE, — особенно с учетом того, насколько мимолетен и ненаде­жен финансовый успех художников». Среди предложенных WAGE инструментов — онлайн-калькулятор, позволяющий рассчитать, сколько стоит платить художникам за различные проекты (например, персональную выставку, групповую выставку или перформанс), исходя из операционного бюджета учреждения.

За вопросами о минимальных размерах гонораров скрываются более сложные проблемы, которые касаются финансирования и оценки различных видов искусства. Например, справедливо ли, что художники, создающие сложные видеоинсталляции или тщательно проработанные концептуальные проекты, получают такой же гонорар, как те, кто создает картины, ориентированные прежде всего на арт-рынок? Должны ли художники, не имеющие представительства в коммерческих галереях, получать большее вознаграждение? Что мешает известным авторам потребовать повышенный гонорар? И может ли куратор поддаться искушению и собрать пул художников, представленных престижными галереями, которые, скорее всего, помогут оплатить монтаж и подготовку экспозиции?

Благодаря гонорарам можно разобраться с частью этих проблем, если предложить несколько уровней оплаты. Однако в конечном итоге каждый музей должен сам решить, как действовать. «В том-то и дело, что, будучи художником, невозможно найти идеальный эквивалент своему труду», — говорит мой анонимный источник, уже упомянутая выше участница разных биеннале. Тем не менее, считает Кросби, «даже если гонорар номинален по сравнению с тем, что художники на самом деле вкладывают, это уже отправная точка». 

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+