18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви

Костюм морской царевны Волховы. Фрагмент. 1897. Фото: Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства
Костюм морской царевны Волховы. Фрагмент. 1897.
Фото: Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства
№120, апрель 2024
№120
Материал из газеты

В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»

Оба костюма выполнены по эскизам Михаила Врубеля, а надевала их в спектаклях его жена, выдающаяся оперная певица Надежда Забела-Врубель.

Творчество художника крепко связано с театром, а в один момент в конце 1895 года в этот узел вплелась и линия жизни Врубеля. Создавая декорации для постановки оперы Энгельберта Хумпердинка «Гензель и Гретель» на сцене Панаевского театра в Петербурге, он познакомился с исполнительницей роли Гретель Надеждой Забелой. Обвенчались влюбленные в июле 1896-го, а год спустя Забела познакомилась с Римским-Корсаковым, исполняя партию Волховы в «Садко». И стала музой для обоих гениев. Композитор называл ее любимой певицей, художник, не без ее участия, попал под влияние эстетики Римского-Корсакова («решил посвятить себя исключительно русскому сказочному роду»). Врубель выполнил эскизы костюмов и декораций к «Царской невесте», «Сказке о царе Салтане», «Садко» и «Снегурочке» (по мотивам двух последних он также создал фантастические майоликовые циклы).

Костюм морской царевны Волховы. 1897.  Фото: Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства
Костюм морской царевны Волховы. 1897.
Фото: Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства

Костюм Снегурочки когда-то находился в постоянной экспозиции музея Римского-Корсакова, он предстает перед зрителями после многолетнего перерыва. А вот костюм Волховы демонстрируется впервые. Богато декорированный жемчугом и морскими раковинами, он сильно пострадал от времени — специалисты Государственного Эрмитажа восстанавливали его целый год.

Музей-квартира Н.А.Римского-Корсакова
«Врубель. Костюмы для Музы»
До 9 июня

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+