18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви

Костюм морской царевны Волховы. Фрагмент. 1897. Фото: Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства
Костюм морской царевны Волховы. Фрагмент. 1897.
Фото: Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства
№120, апрель 2024
№120
Материал из газеты

В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»

Оба костюма выполнены по эскизам Михаила Врубеля, а надевала их в спектаклях его жена, выдающаяся оперная певица Надежда Забела-Врубель.

Творчество художника крепко связано с театром, а в один момент в конце 1895 года в этот узел вплелась и линия жизни Врубеля. Создавая декорации для постановки оперы Энгельберта Хумпердинка «Гензель и Гретель» на сцене Панаевского театра в Петербурге, он познакомился с исполнительницей роли Гретель Надеждой Забелой. Обвенчались влюбленные в июле 1896-го, а год спустя Забела познакомилась с Римским-Корсаковым, исполняя партию Волховы в «Садко». И стала музой для обоих гениев. Композитор называл ее любимой певицей, художник, не без ее участия, попал под влияние эстетики Римского-Корсакова («решил посвятить себя исключительно русскому сказочному роду»). Врубель выполнил эскизы костюмов и декораций к «Царской невесте», «Сказке о царе Салтане», «Садко» и «Снегурочке» (по мотивам двух последних он также создал фантастические майоликовые циклы).

Костюм морской царевны Волховы. 1897.  Фото: Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства
Костюм морской царевны Волховы. 1897.
Фото: Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства

Костюм Снегурочки когда-то находился в постоянной экспозиции музея Римского-Корсакова, он предстает перед зрителями после многолетнего перерыва. А вот костюм Волховы демонстрируется впервые. Богато декорированный жемчугом и морскими раковинами, он сильно пострадал от времени — специалисты Государственного Эрмитажа восстанавливали его целый год.

Музей-квартира Н.А.Римского-Корсакова
«Врубель. Костюмы для Музы»
До 9 июня

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
3
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
4
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
7
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+