18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви

Костюм морской царевны Волховы. Фрагмент. 1897. Фото: Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства
Костюм морской царевны Волховы. Фрагмент. 1897.
Фото: Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства
№120, апрель 2024
№120
Материал из газеты

В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»

Оба костюма выполнены по эскизам Михаила Врубеля, а надевала их в спектаклях его жена, выдающаяся оперная певица Надежда Забела-Врубель.

Творчество художника крепко связано с театром, а в один момент в конце 1895 года в этот узел вплелась и линия жизни Врубеля. Создавая декорации для постановки оперы Энгельберта Хумпердинка «Гензель и Гретель» на сцене Панаевского театра в Петербурге, он познакомился с исполнительницей роли Гретель Надеждой Забелой. Обвенчались влюбленные в июле 1896-го, а год спустя Забела познакомилась с Римским-Корсаковым, исполняя партию Волховы в «Садко». И стала музой для обоих гениев. Композитор называл ее любимой певицей, художник, не без ее участия, попал под влияние эстетики Римского-Корсакова («решил посвятить себя исключительно русскому сказочному роду»). Врубель выполнил эскизы костюмов и декораций к «Царской невесте», «Сказке о царе Салтане», «Садко» и «Снегурочке» (по мотивам двух последних он также создал фантастические майоликовые циклы).

Костюм морской царевны Волховы. 1897.  Фото: Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства
Костюм морской царевны Волховы. 1897.
Фото: Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства

Костюм Снегурочки когда-то находился в постоянной экспозиции музея Римского-Корсакова, он предстает перед зрителями после многолетнего перерыва. А вот костюм Волховы демонстрируется впервые. Богато декорированный жемчугом и морскими раковинами, он сильно пострадал от времени — специалисты Государственного Эрмитажа восстанавливали его целый год.

Музей-квартира Н.А.Римского-Корсакова
«Врубель. Костюмы для Музы»
До 9 июня

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
4
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
10.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+