18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Минкульт: кто на новенького?

Сандро Боттичелли. «Суд Париса». Около 1485–1488. Фрагмент. Фото: Wikimedia Commons
Сандро Боттичелли. «Суд Париса». Около 1485–1488. Фрагмент.
Фото: Wikimedia Commons

На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист

После инаугурации 7 мая Владимир Путин «по новой системе, с повышенным участием парламента, создает новый кабинет министров», заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Не первый месяц поговаривают, что действующий министр культуры Ольга Любимова туда не войдет. Чем запомнился ее четырехлетний срок и кто теперь будет отвечать за культуру?

Назначение Любимовой министром культуры в 2020 году стало неожиданностью. Многим она казалась темной лошадкой. В действительности профессиональная биография тогдашнего главы департамента кинематографии Минкульта (это подразделение было в ведении Любимовой с 2018 года) вполне гармонировала с установленным курсом. Выпускница журфака МГУ и ГИТИСа (специальность — театровед) успела поработать корреспондентом православной передачи «Ортодокс», шеф-редактором программ «Регион» и «Русский взгляд», а с 2016-го являлась замдиректора дирекции социальных и публицистических программ на Первом канале. Написала сценарии для документальных фильмов «Путь патриарха» (2009), «Чужая земля» (2013), «Никита Михалков» (2015). Кстати, ходят слухи, что Михалков — ее крестный отец. По ее же сценарию был снят мини-сериал «Война и мифы» (2014) по книге экс-министра культуры Владимира Мединского. То есть свой портфель он передавал не темной лошадке, а вполне понятной для него фигуре.

Деятельность на новом посту Ольга Любимова начала во время локдауна. Появление было эффектным: в Сети завирусилась ее старая фотография в футболке с отсылающей к известному мему надписью: «Кто вы такие? Что вам надо? Я вас не знаю. Идите на …». Впредь она тщательно следила за имиджем, выверяя костюмы и публичные фото.

Все четыре года Любимова старалась балансировать между разными лагерями и не влипать в скандалы, резких речей не произносила. Больше внимания она уделяла хорошо известной ей сфере кино, однако и в музейном мире при ней произошли тектонические перемены.

В первую очередь это касается смены руководства во многих музеях. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» возглавила подруга Любимовой Ольга Галактионова. Вместо искусствоведа Зельфиры Трегуловой директором Государственной Третьяковской галереи стала Елена Проничева, до того успевшая поработать исполнительным директором Еврейского музея и центра толерантности, а с 2020-го возглавлявшая Политехнический музей, который все никак не выйдет из затянувшегося ремонта. Из Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина ушла Марина Лошак, написав заявление по собственному желанию за пару недель до окончания срока; на ее место была назначена Елизавета Лихачева, ранее возглавлявшая Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева. В Государственном Русском музее на место искусствоведа Владимира Гусева (которого в 1988-м выбрали голосованием сотрудники музея) поставили чиновницу Аллу Манилову. И это лишь самые громкие отставки. На самом деле серьезная кадровая ротация, в результате которой у руля оказались не профильные специалисты, а, скорее, управленцы, затронула десятки музеев, в том числе региональных.

Наболевший вопрос о возвращении церковных ценностей из музеев в храмы и монастыри начал разрешаться при Любимовой в пользу последних. Несмотря на протесты специалистов, «Троица» Андрея Рублева покинула Третьяковку и ныне находится в храме Христа Спасителя. Нельзя не заметить, что министр культуры прислушалась к мнению искусствоведов и реставраторов и попыталась оставить хрупкую икону в Центре им. И.Э.Грабаря на год, о чем она рассказала в интервью летом 2023 года. Попытка прийти к компромиссу оказалась не очень успешной — уже зимой образ все-таки покинул реставрационные мастерские. Еще раньше рака Александра Невского уехала из Эрмитажа в Александро-Невскую лавру. Вероятно, не за горами одобрение поправок к закону «О культуре», согласно которым будет установлена система передачи «имущества религиозного назначения» в безвозмездное пользование религиозным организациям с разрешения федерального органа исполнительной власти на основании соответствующих договоров.

В сравнении со своим предшественником Владимиром Мединским Ольга Любимова проявила себя более сдержанно. В то же время при ней расстояние между общественностью и ведомством увеличилось. Почти каждый день министр проводит встречи и мероприятия, отчитываясь об этом в соцсетях, но прямого и открытого разговора с ней не добиться. А еще, кажется, она и сама устала от роли «пиджака», какие бы яркие ни выбирала.

Так кто же может занять место Любимовой? В кулуарах обсуждаются четыре основные кандидатуры: первый заместитель министра культуры Сергей Обрывалин, начальник управления президента по общественным проектам Сергей Новиков, председатель комитета Государственной Думы по культуре Елена Ямпольская, актер театра и кино, депутат Госдумы, первый заместитель председателя комитета по культуре (фракция «Новые люди») Дмитрий Певцов.

Каковы шансы каждого из них? Начнем с конца. Дмитрий Певцов — фигура медийная, но его программа размыта вокруг ратования за традиционные духовно-нравственные ценности и защиты русского языка. На заседаниях Думы актер показал, что умеет рубить с плеча, не разбирая дороги, что для политика не лучшая стратегия.

Елена Ямпольская, некогда занимавшая должность главного редактора газеты «Культура», давно рвалась во власть. На месте председателя комитета Государственной Думы по культуре ей явно тесновато. Она глубже погружена в тонкости законотворчества, но часто слишком категорична в своих высказываниях, которые, как и полагается, следуют за линией партии и правительства, однако ее горячность иной раз пугает не только либералов, но и консерваторов.

Следующий кандидат — Сергей Новиков — фигура не столь заметная, но более влиятельная. Начальник управления президента РФ по общественным проектам имеет музыкальное образование: солист оркестра (саксофон-альт), дирижер эстрадного коллектива, журналист (выпускник филологического факультета Нижегородского государственного университета им. Н.И.Лобачевского). Выступает режиссером спектаклей в Красноярском государственном театре оперы и балета им. Д.А.Хворостовского. До назначения в 2017 году на должность в Администрации президента работал под началом Сергея Кириенко, ныне первого заместителя руководителя Администрации. Назначение Новикова министром культуры означало бы курс на воспитание молодежи. Впрочем, он больше погружен в общественные дела, нежели в тонкости культурной политики.

Другое дело — Сергей Обрывалин. Экономист и менеджер по образованию (окончил Московский государственный университет экономики, статистики и информатики в 1998-м, Гарвардскую школу бизнеса в 2008-м), в 2013 году он стал советником на общественных началах полпреда президента в ЦФО Александра Беглова, а потом быстро занял должность советника министра культуры. В 2013–2015 годах был директором департамента международного сотрудничества Минкультуры. Потом был назначен заместителем министра культуры, а с 2020 года — первым замминистра. Именно ему приходилось реализовывать спорные решения вроде передачи «Троицы» РПЦ и назначения Аллы Маниловой в Русский музей. Несмотря на неоднозначное отношение общества к фигуре Обрывалина, кажется, его кандидатуру поддержит и Ольга Любимова, ведь место первого зама он получил спустя пару месяцев после ее назначения.

Впрочем, сюрпризы в министерской кадровой политике исключать нельзя. Быть может, решение о культурной должности в новом кабмине всех опять удивит, как это было с приходом самой Любимовой.

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
4
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
5
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
6
Дрезден — место, где изобрели красоту
Иоганн Вольфганг фон Гёте писал, что столица Саксонии возродила в нем желание думать об искусстве. Если с гением сработало — сработает и с вами
03.05.2024
Дрезден — место, где изобрели красоту
7
Звезды на Met Gala 2024
Институт костюма Метрополитен-музея провел традиционный Met Gala, который можно назвать увертюрой к открывающейся вслед выставке о моде
07.05.2024
Звезды на Met Gala 2024
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+