18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Палехский музей сам теперь выглядит как шкатулка

Экспозиция Музея лаковой миниатюры. Фото: Музей лаковой миниатюры
Экспозиция Музея лаковой миниатюры.
Фото: Музей лаковой миниатюры
№120, апрель 2024
№120
Материал из газеты

К 100-летию знаменитого промысла лаковой миниатюры в селе Палех Ивановской области проведены капитальный ремонт и тотальное обновление хранилища местного искусства. Даже места здесь стало больше, хотя старинный дом, занимаемый музеем, не достраивали

Почти столетие назад, 5 декабря 1924 года, в Палехе была создана Артель древней живописи. С этого момента отсчитывает свою историю художественный промысел, который в советское время стал в каком-то смысле альтернативой иконописи. К юбилею приурочили комплексное обновление местного Музея лаковой миниатюры. Его отремонтировали на деньги регионального бюджета в рамках нацпроекта «Культура».

Музей лаковой миниатюры. Фото: Дмитрий Рыжаков
Музей лаковой миниатюры.
Фото: Дмитрий Рыжаков

Открытый в 1935 году в доме иконописцев Салаутиных, он считается одним из старейших в Ивановской области. Основу его коллекции составляют шкатулки, ларцы, панно, созданные мастерами Палеха, а также работы по росписи фарфора, эскизы стенописи, книжная графика.

Капитальный ремонт проводили поэтапно. В 2021 году подновили кровлю, заменили окна, установили рольставни и одновременно подготовили необходимую документацию для большого ремонта, который начали в 2023-м. На этом этапе в музее заменили все инженерные коммуникации, полы, двери, лестницу, привели в порядок внутренние помещения, купили новые витрины с внутренней подсветкой и экспозиционные стенды, отладили системы климат-контроля, охраны и противопожарной безопасности, обновили фасад.

Экспозиция Музея лаковой миниатюры. Фото: Музей лаковой миниатюры
Экспозиция Музея лаковой миниатюры.
Фото: Музей лаковой миниатюры

«Такого основательного капитального ремонта у нас не было никогда, — рассказала директор музея Ольга Колесова. — Меняли крышу, частично полы, но, чтобы все сразу: крышу, окна, полы, стены, оборудование, — это, конечно, в первый раз».

В результате у музея появились площади для временных тематических выставок и больше пространства и воздуха для достойной презентации постоянных экспонатов, общее число которых не изменилось и составляет порядка 350 произведений. Впервые в постоянной экспозиции оказались работы из фарфора, монументальная живопись, книжная иллюстрация.

Экспозиция Музея лаковой миниатюры. Фото: Музей лаковой миниатюры
Экспозиция Музея лаковой миниатюры.
Фото: Музей лаковой миниатюры

При этом везде, где можно, реставраторы сохранили архитектурные элементы прежнего крестьянского дома XIX века — русского терема. «Палехские художники были крестьянами, нередко даже крепостными, но пытались организовать свой быт на городской лад, — пояснила Ольга Колесова. — Иконописцы неплохо зарабатывали: ездили по городам и весям, расписывали церкви, реставрировали иконы. Их работы можно увидеть и в Москве, и в городах Поволжья, и на юге России. Палех был благополучным селом, жили хорошо. Традиционное палехское домовладение — большой каменный двухэтажный дом. В домах были библиотеки, устраивались балы. При этом самые нарядные комнаты предназначались для приема гостей, сами же обитатели домов жили скромно».

Экспозиция Музея лаковой миниатюры. Фото: Дмитрий Рыжаков
Экспозиция Музея лаковой миниатюры.
Фото: Дмитрий Рыжаков

К юбилею музей подготовил большую программу — персональные и тематические выставки мастеров Палеха будут идти здесь весь год одна за другой

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
5
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
6
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
7
Сергей Коненков: место на пьедестале
150-летие скульптора Сергея Коненкова заставляет пристальнее всмотреться в его богатую крутыми поворотами и тайнами биографию и по-новому оценить работы
26.09.2024
Сергей Коненков: место на пьедестале
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+