18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Пиастры! Кому достанутся сокровища затонувшего корабля

Через четыре десятилетия после гибели галеона «Сан-Хосе» английский живописец Самюэл Скотт запечатлел этот момент на картине «Атака командора Вагера у Картахены. 28 мая 1708 года». Фото: Wikimedia
Через четыре десятилетия после гибели галеона «Сан-Хосе» английский живописец Самюэл Скотт запечатлел этот момент на картине «Атака командора Вагера у Картахены. 28 мая 1708 года».
Фото: Wikimedia
№119, март 2024
№119
Материал из газеты

Спорящие стороны, каждая из которых предъявляет свои аргументы, стремятся заполучить «Сан-Хосе» — полный драгоценностей галеон, больше трех столетий покоящийся на дне Карибского моря. Но какой ценой для археологии?

Испанский галеон «Сан-Хосе», затонувший в ходе битвы с британцами у берегов Колумбии в 1708 году с грузом золота, серебра и изумрудов, может наконец вернуться со дна морского — после 40 лет борьбы за право обладания этим объектом. Президент Колумбии Густаво Петро намерен поднять корабль до окончания своих полномочий в 2026 году; Испания претендует на галеон, считая его частью своего культурного наследия; а американская компания требует долю за то, что первой обнаружила его обломки.

Кроме того, по меньшей мере одна группа коренного южноамериканского населения выразила желание получить часть затонувших сокровищ в счет репараций, поскольку для добычи этих ценных ископаемых использовался принудительный труд их предков. В то же время подводные архео­логи по всему миру опасаются, что попытка поднять корабль может привести к разрушению самого судна и находящихся на его борту артефактов.

Подводные архео­логи опаса­ются, что попытка поднять корабль может привести к разрушению самого судна и находящихся на его борту артефактов. Фото: Wikimedia
Подводные архео­логи опаса­ются, что попытка поднять корабль может привести к разрушению самого судна и находящихся на его борту артефактов.
Фото: Wikimedia

«Сан-Хосе» впервые попал в заголовки в 2015 году, когда Колумбия объявила об обнаружении галеона в Карибском море неподалеку от Картахены. Но для морских археологов и искателей сокровищ это была не новость: еще в начале 1980-х годов компания, специализирующаяся на подъеме затонувших объектов, заявила об установлении его местонахождения. Это положило начало серии судебных споров, тянущихся по сей день.

До нас не дошло никаких документов, содержащих опись груза на галеоне. Тем не менее американская инвестиционная группа Sea Search Armada, в чьей собственности сейчас находится компания, с которой все началось, оценила его в $17 млрд (многие подвод­ные археологи говорят об этой цифре с нескрываемой иронией). Sea Search Armada претендует на половину этой суммы на том основании, что правительство Колумбии в принципе узнало о местонахождении кораб­ля от ее дочерней компании. В 96-страничном отчете, который Колумбия подала в Комиссию ООН по праву международной торговли, утверждается, что «Сан-Хосе» представляет собой «самый большой клад в истории человечества».

Сколько стоит история?

«Сан-Хосе» лежит на глубине более 610 м ниже уровня моря (согласно некоторым расчетам — до 945 м), что больше максимальной глубины погружения человека и делает галеон недоступным для непосредственного изучения. В 2015 году морской флот Колумбии исследовал место крушения при помощи подвод­ного аппарата и с тех пор держал его точное местонахождение в тайне. Но президент Густаво Петро теперь хочет поднять сокровища и рассматривает возможность привлечь к этому коммерческие структуры. Вероятно, это будет американская или европейская фирма. Возможно, даже из числа нефтедобывающих компаний, имеющих опыт глубоководных работ.

Американская ин­вестиционная группа Sea Search Armada оценила груз, находящийся на галеоне, в $17 млрд. Фото: Wikimedia
Американская ин­вестиционная группа Sea Search Armada оценила груз, находящийся на галеоне, в $17 млрд.
Фото: Wikimedia

Однако многие историки и исследователи считают, что подъем корабля будет ошибкой. «Мысль о сокровищах заманчива, но это убийство археологии, — говорит Петр Бояковски, преподаватель кафедры морской археологии в Техасском университете A&M. — Если речь идет только о том, чтобы добраться до золота, возможность исследовать объект будет утрачена». Предполагаемая стоимость содержимого судна настолько головокружительна, что затмевает еще один важный аспект. «Никто не говорит о том, во сколько обойдется подъем „Сан-Хосе“», — отмечает Петр Бояковски. По его оценке, одна только аренда корабля и подъемного оборудования будет стоить сотни тысяч долларов в день.

В ноябре 2023 года группа археологов и других ученых из ряда колумбийских университетов направила министру культуры страны Хуану Давиду Корреа письмо с призывом сделать подъем корабля исключительно научным проектом, не направленным на получение финансовой выгоды (в конце концов, на борту «Сан-Хосе» погибло 570 человек, что делает его еще и местом захоронения). Вскоре было направлено второе подобное письмо. Один из его авторов, преподаватель и директор музея археологии в Университете Норте в Барранкилье Хуан Гильермо Мартин Ринкон, объясняет, что письма были необходимы из-за «настойчивого стремления правительства начать работу с кораблем как можно скорее, без предварительного исследования и в отсутствие реставрационно-консервационной лаборатории, обеспечившей бы сохранность поднимаемых объектов».

«Сан­-Хосе» лежит на глуби­не более 610 м ниже уровня моря (согласно некоторым расчетам — до 945 м), что делает галеон недоступ­ным для непосредственного изучения. Фото: Wikimedia
«Сан­-Хосе» лежит на глуби­не более 610 м ниже уровня моря (согласно некоторым расчетам — до 945 м), что делает галеон недоступ­ным для непосредственного изучения.
Фото: Wikimedia

Мартин Ринкон напоминает, что в минувшем году Петро заявил о готовности отдать часть груза «Сан-Хосе» кара-кара — группе коренного населения Боливии. Разумеется, вернуть клад народу, который колонизаторы эксплуатировали для добычи ископаемых из его собственных недр, — правильная идея, но ведь и подрядчик, который будет заниматься подъемом «Сан-Хосе», тоже захочет получить свою долю, не говоря уже о том, что содержимое корабля не совсем та ценность, которую можно сразу положить в банк.

Позиция ЮНЕСКО

История затонувших кораблей с грузом золота или серебра почти всегда связана с судебными тяжбами или заявлениями о том, что на их борту находится самый драгоценный в истории клад. В 2012 году после пятилетнего разбирательства суд обязал американскую компанию, специализирующуюся на подъеме затонувших объектов, передать Испании золото и серебро, найденное на месте крушения корабля «Нуэстра Сеньора де-лас-Мерседес», на сумму около $500 млн. В 2019 году Министерство культуры Испании составило список затонувших кораблей, на которые страна предъявляет свои права. Речь идет о 681 судне; все они затонули у побережья Нового Света в период с 1492 по 1898 год.

Многие истори­ки и исследователи счита­ют, что подъем корабля бу­дет ошибкой. Фото: Wikimedia
Многие истори­ки и исследователи счита­ют, что подъем корабля бу­дет ошибкой.
Фото: Wikimedia

Как военное судно, «Сан-Хосе» считается собственностью Испании согласно принятой в 2001 году ЮНЕСКО Конвенции об охране подводного культурного наследия. Впрочем, Колумбия не подписала эту конвенцию. И поскольку «Сан-Хосе» находится в колумбийских водах, страна считает корабль частью собственного наследия — даже несмотря на то, что основная часть его груза происходит из Перу, Боливии и других стран.

К моменту принятия конвенции ЮНЕСКО у Колумбии уже было собственное законодательство в отношении подводного наследия. В 2013 году страна приняла дополнительный закон о затопленном наследии, ослабивший наложенные ранее ограничения на охоту за сокровищами и подготовивший почву для легального коммерческого подъема «Сан-Хосе».

«Если изучение обломков „Сан-Хосе“ доверят опытным археологам, я не вижу никаких рисков в связи с этим проектом, — говорит Мишель Л’Ур, французский подводный архео­лог. — В первую очередь следует помнить, что археологические и исторические подводные объекты интересны вовсе не тем, какова их сегодняшняя рыночная цена». 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
4
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
5
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
6
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде идет «ПНИ. Самая закрытая выставка России». Мы постарались на месте разобраться с тем, по какую сторону забора психоневрологических интернатов обитаем
10.04.2024
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
7
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Классик современного искусства, чья выставка «Падшие ангелы» идет в Палаццо Строцци во Флоренции, рассуждает о добре и зле, исчезновении границ в новом мире, уничтожении картин и непостоянстве славы. И еще о том, почему размер не имеет значения
10.04.2024
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+