18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Ленинградский ноль»: выставка внутри терема

Выставка «Ленинградский ноль» в МИРА центре.  Фото: МИРА центр
Выставка «Ленинградский ноль» в МИРА центре.
Фото: МИРА центр
№120, апрель 2024
№120
Материал из газеты

В Суздаль привезли артефакты ленинградского андерграунда из частных коллекций, демонстрирующие интерес «Новых художников» к теме пустоты, а также их умение создавать искусство практически из ничего (например, из старых футболок)

Основанное несколько лет назад в Суздале Творческое сообщество МИРА продолжает расширяться территориально и охватывать все новые и новые темы. Одно из зданий, входящих в его сферу, называется «Ларец». Снаружи это обычный деревенский дом, внутри — полноценная галерея современного искусства (но с курятником, правда бывшим). Это экспериментальная выставочная платформа, куратором которой выступает легендарный Андрей Бартенев, часто наведывающийся в Суздаль.

Выставка «Ленинградский ноль» в МИРА центре.  Фото: МИРА центр
Выставка «Ленинградский ноль» в МИРА центре.
Фото: МИРА центр

С момента основания в «Ларце» прошло уже более десятка выставок. Текущий проект вполне достоин того, чтобы ради него специально приехать в город. Куратор — художник и искусствовед Андрей Хлобыстин, который, помимо всего прочего, на протяжении своей жизни успел побывать участником движения «Новые художники». Именно этому движению выставка и посвящена. Сегодня оно воспринимается как одно из самых интересных андерграундных явлений 1980–1990-х годов. Группа «Новые художники» — это Тимур Новиков и Борис Кошелохов, Иван Сотников и Сергей Бугаев, Андрей Крисанов и Сергей Шутов. И конечно, Георгий Гурьянов с Виктором Цоем. Однако, как говорит куратор, выставка демонстрирует не столько само движение, сколько «его шлейф, подобный хвосту пролетевшей кометы».

Выставка «Ленинградский ноль» в МИРА центре.  Фото: МИРА центр
Выставка «Ленинградский ноль» в МИРА центре.
Фото: МИРА центр

Первой акцией «Новых художников» в 1982 году стал «Ноль-объект». Тогда Новиков и Сотников объявили таким объектом дырку в развеске на стенде выставки, чем сначала вызвали скандал. Именно этот ноль и взят в качестве темы выставки, составленной из работ из личной коллекции Хлобыстина и собрания МИРА. Тема ноля после этого стала одной из самых любимых у богемы. Возникла целая «ноль-культура»: «ноль-музыка» и исполнявший ее «ноль-оркестр», «ноль-балет», «ноль-теория», «ноль-литература». Ноль был прозвищем, которым Цой именовал Новикова, на что тот отвечал ему, что фамилия Цой сама является нолем, обрамленным буквами «ц» и «й».

Выставка «Ленинградский ноль» в МИРА центре.  Фото: МИРА центр
Выставка «Ленинградский ноль» в МИРА центре.
Фото: МИРА центр

Комнаты галереи прямо-таки набиты произведениями, приобретающими особенно уютную интонацию из-за стен сруба, на которых они экспонируются. Мешанина разнообразных жанров и техник воссоздает ощущение изобилия жизненной энергии ленинградцев. Умение «Новых художников» создавать искусство практически из ничего удивляет и сегодня. Живопись, графика, а еще граффити, коллажи, текстильное искусство, афиши, видео-арт (назовем этим громким словом клипы для советского телевидения), самодельные книги, гипсовый слепок с лица Тимура Новикова в стиле Меркурова и множество других объектов. Включая «утюгон» — протосинтезатор в русском духе, сделанный из чугунных утюгов. Терем при этом наполнен шумом от закольцованных музыкальных фраз из рок-хитов тех лет, которые дополнительно подчеркивают лейтмотив и название выставки. 

Выставочная платформа «Ларец»
«Ленинградский ноль»
До 21 апреля

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+