18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Андрей Руденцов: «Мало кто покупает искусство с холодным сердцем»

Андрей Руденцов в особняке на Ордынке. 2024. Фото: Лена Авдеева/TANR
Андрей Руденцов в особняке на Ордынке. 2024.
Фото: Лена Авдеева/TANR
№118, февраль 2024
№118
Материал из газеты

Коллекционер, владелец галереи «Три века», одноименного аукционного дома и Издательского дома Руденцовых побеседовал с нами о внезапной влюбленности в табуретку, азарте собирательства и музейной баночке меда

Как давно вы начали заниматься искусством?

В 1993 году меня, вчерашнего студента Историко-архивного института, пригласили торговать в секции старинной мебели в маленьком антикварном магазине на Фрунзенской набережной, в помещении бывшей химчистки. Тогда я об искусстве почти ничего не знал — пришлось многому учиться на собственном опыте, тем более что этот бизнес в 1990-е годы был весьма авантюрным. Именно тогда возникла моя страсть к антикварной мебели. Сначала я ее продавал и изучал, затем стал приобретать уже для себя, и сегодня в моей коллекции множество прекрасных образцов: русский жакоб, карельская береза. Некоторые мои предметы гостят в музее «Остафьево», украшают его.

Собственную галерею я основал уже позже. Последние 18 лет она располагается в этом уютном особняке в переулках Ордынки. Основное направление нашей деятельности — русское искусство классицизма и ампира: живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, мебель. Десять лет назад мы добавили букинистику. Что до моей личной коллекции — еще я очень люблю портретную миниатюру. Я начал собирать в 2003 году, и теперь у меня 400 предметов XVIII–XIX веков. А из книг собираю издания по теме русских путешествий. Кроме того, у меня на сегодняшний день подборка, наверное, лучших русских люстр конца XVIII — начала XIX века, около 40 предметов.

Экспозиция галереи «Три века» в особняке на Ордынке. Фото: Лена Авдеева/TANR
Экспозиция галереи «Три века» в особняке на Ордынке.
Фото: Лена Авдеева/TANR

Но при этом вы делаете и выставки?

Например, в петербургском Музее Фаберже мы принимали активное участие в организации выставки «Красота святости и святость красоты. Русские иконы в драгоценных окладах из собраний семьи Карисаловых и Музея Фаберже» (открыта до 14 июля. — TANR). Я много лет тесно работаю с Михаилом Юрьевичем Карисаловым над пополнением его коллекции и меценатскими проектами. Он мой друг, «товарищ по несчастью коллекционирования», как мы иногда говорим, потому что это своего рода болезнь. Выставка в Музее Фаберже — в русле очень важного направления моей галереи. У нас миссия нужная и правильная: мы соединяем музей и частный бизнес. Часто бывает: есть люди, готовые помогать музеям организовывать масштабные проекты, но у них дефицит времени, а со стороны некоторых музейных работников — непонимание, они не понимают, как разговаривать с людьми с таким бешеным темпом жизни и другим подходом к планированию. И тогда мы, как локомотив, тащим проект, соединяем две эти стороны, ведем переговоры с музеями, боремся с бюрократией, общаемся с экспертами, описываем коллекцию, готовим каталоги.

Экспозиция галереи «Три века» в особняке на Ордынке. Фото: Лена Авдеева/TANR
Экспозиция галереи «Три века» в особняке на Ордынке.
Фото: Лена Авдеева/TANR

В каких еще недавних проектах вы выступили «локомотивом»?

Очень люблю проекты дарения. У Михаила Карисалова есть отдельная программа даров музеям, он планомерно возвращает предметы, которые находились в том или ином музее, дворце и, например, были проданы оттуда в 1920–1930-е годы, на их историческое место: Павловский дворец, Строгановский, Эрмитаж, Царское Село, Кусково… А я с сотрудниками помогаю ему найти эти вещи на антикварном рынке, выкупить, выйти на контакт с музеем.

Как вы перешли от торговли к коллекционированию?

На крупных предприятиях менеджерам дают акции — в маленьких антикварных магазинах тебе платят не зарплату, а часть прибыли. Так началось накопление капитала. И на каком-то этапе само собой получается, потому что нельзя продавать искусство, совершенно его не любя. Мало кто покупает искусство с холодным сердцем. Всегда есть какой-то элемент игры. Ты влюбляешься в эту табуретку, в этот шкаф… Количество переходит в качество. Кто-то говорит о том, что нельзя быть удачным антикваром, если ты пытаешься что-то оставить себе. Я с этим не согласен.

Экспозиция галереи «Три века» в особняке на Ордынке. Фото: Лена Авдеева/TANR
Экспозиция галереи «Три века» в особняке на Ордынке.
Фото: Лена Авдеева/TANR

Как вы относитесь к слову «антиквар»?

Плохо. При знакомстве я представлялся кем угодно: издателем, коллекционером, галеристом (тоже немножко затертое слово: сейчас все — галеристы). Слово «антиквар» все-таки в последнее время, за последние 15 лет, приобрело негативный привкус. Потому что, увы, в период экономических кризисов, когда теряется — временно — интерес к покупкам предметов искусства, кое-кто из коллег по цеху в погоне за темпами и объемами продаж забывает некоторые слова — такие как «порядочность», «честность», — и злоупотребляет доверчивостью клиента.

Вы в профессии 30 лет. Уже происходила ротация коллекций? Собрания, сформированные в 1990–2000-е годы, уже начали крупными массивами попадать на рынок?

Очень часто. Виноваты разводы в первую очередь. Еще переезды, даже не только за границу. Многие люди, когда их дети вырастают и уезжают, перебираются из больших загородных особняков в городские квартиры, где вся эта красота уже не нужна. Некоторые начинают продавать свою коллекцию «просто так». Вот, например, у политика есть активный возраст. У коллекционера он тоже есть. Он может начаться неважно во сколько. Давний клиент может мне вдруг заявить: «Раньше, когда мне было 50–60 лет, мне хотелось все выходные бегать по антикварным магазинам, а сейчас не хочется. Азарт совсем пропал».

Экспозиция галереи «Три века» в особняке на Ордынке. Фото: Лена Авдеева/TANR
Экспозиция галереи «Три века» в особняке на Ордынке.
Фото: Лена Авдеева/TANR

Расскажите о ваших книжных проектах.

Первой большой книгой, которую я сделал, была «Осветительные приборы. Коллекция музея-усадьбы Останкино» Ирины Ефремовой и Ирины Петуховой. Это было в 2005 году. Мне просто очень хотелось прочитать подобную книгу, но ни одного приличного издания по русской «осветительной арматуре» (это такой термин, вместо «люстра») не существовало. На беду, мебель и люстры — самое мое любимое направление в русском искусстве. Они, может быть, не самые емкие с точки зрения прибыли… но такие прекрасные! В общем, пришлось делать альбом самому. Мы пришли в музей-заповедник «Останкино» (их собрание эталонное) и предложили им проект по фотографированию всех их осветительных приборов. Многие из них хранятся в фондах разобранными, упакованными. Это стекло с хрустальным убором: пирамиды, хрустальные обелиски и прочее. Реставраторы, которых я привел с собой, в течение полугода специально готовили их к съемкам. Было сложно. Зато теперь есть совершенно образцовое справочное издание по этому сегменту.

Какие еще ваши издания вы считаете эталонными?

Серию «Архитектурное наследие России». Это своего рода каталоги-резоне главных русских архитекторов, начиная с Федора Шехтеля. Мы ее делаем более десятилетия, выпустили уже 13 томов. Над книгой работают десятки людей, при этом с коммерческой точки зрения проект абсолютно благотворительный. Многие объекты находятся в ведении ФСО, и это усложняет работу, если надо делать фотосъемку. Для меня «издать книгу» значит, что в ней должно быть процентов 70–80 материала, который раньше никто не видел. Иначе, мне кажется, смысла в этой книге… Перепечатывать Айвазовского? Смысл какой?

По мебели издавали книжку. С Ольгой Струговой. «Мебель в русском интерьере конца XIX — начала ХХ веков». «Талашкино» у нас был прекрасный проект (Джеско Озер, «Талашкино. Деревянные изделия мастерских кн. М.Кл.Тенишевой». — TANR). Кроме того, в Издательском доме Руденцовых делают прекрасные издания по современным частным коллекциям. Многие собиратели приходят к нам, чтобы зафиксировать текущую стадию развития своей коллекции. Например, моя коллекция миниатюр каталогизирована по состоянию на 2015 год, теперь она приросла вдвое.

Экспозиция галереи «Три века» в особняке на Ордынке. Фото: Лена Авдеева/TANR
Экспозиция галереи «Три века» в особняке на Ордынке.
Фото: Лена Авдеева/TANR

Недавно вы выпустили книгу мемуаров. Что в ней?

Я часто рассказывал друзьям всякие байки о том, как разнообразно и порой драматично торговал антиквариатом в 1990–2000-е. Истории там были абсолютно кинематографичные, персонажи — невероятные. Потом я начал записывать эти истории на отдельных карточках, чтобы не забыть. Набралась большая коробка. В общем, я собрался и сделал из этого книгу автобиографических рассказов с профессиональным колоритом — «Дегустация греха» (2018). Те, кто вращался в той же сфере, узнают там общих знакомых, все они выведены под псевдонимами. Но моя принципиальная позиция была: ничего плохого, оскорбительного, только юмор, в крайнем случае сарказм.

Итак, у вас три ипостаси: коллекционер, галерист и издатель.

Ну, четвертая, наверное, совершенно никакая не ипостась. Я пытаюсь, как мои старшие товарищи, немножко меценатствовать. Хотя мои дары гаснут рядом с дарами других людей, но все, что я делаю, я пытаюсь делать совершенно искренне. Так, однажды я узнал, что у Музея-заповедника Пушкина «Болдино» не хватает мебели пушкинской эпохи. Конечно, я не могу себе позволить дарить Гамбса, Рентгена, но я преподнес им хорошую русскую усадебную мебель 1820-х годов: диваны, кресла, поставцы, которые уместно встали в экспозицию. Еще я дарил мебель в «Остафьево», «Спасское-Лутовиново», «Тарханы», музей Гоголя. Много дарю в мой любимый Музей Пушкина на Пречистенке. Его директор Евгений Анатольевич Богатырев — очень благодарный одаряемый, поэтому одно удовольствие тут меценатствовать. Я дарил туда всевозможные книги, большой женский портрет работы Карла Рейхеля. Будь я более прожженный антиквар, у меня было бы желание скорее продать, чем подарить. Но когда видишь глаза человека, который смотрит на предмет и уже видит его у себя в музее… «Забирайте! Дарим!» Не могу устоять.

Экспозиция галереи «Три века» в особняке на Ордынке. Фото: Лена Авдеева/TANR
Экспозиция галереи «Три века» в особняке на Ордынке.
Фото: Лена Авдеева/TANR

А как возникает мысль что-либо подарить?

Ты ходишь по музею, а там в интерьере стоит какой-то красивый письменный стол, с левой стороны прекрасный шкаф в стиле жакоб, а справа — пустота. И у тебя в голове: «А у меня на складе ведь стоит такой же шкаф-жакоб! Он парный!» Смотришь на эту дырку на стене и говоришь сотрудникам: «Вы знаете, у меня такой шкаф есть». Первая мысль музейных работников: что я пытаюсь им продать. Возникает такое 30-секундное напряжение. А я им: «Подарю!» В ответ тебе пришлют местного самогона, что-нибудь еще… Это прекрасно. Вот из Тархан как-то трехлитровую банку меда прислали. Потом ешь год — вспоминаешь. Больше ничего не надо. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+