18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Сентиментальная и всемирная история лошадки-качалки

Русская лошадка-качалка с традиционной городецкой росписью. Такие модели выпускали в СССР начиная с 1960-х годов. Фото: Издательство «Три квадрата»
Русская лошадка-качалка с традиционной городецкой росписью. Такие модели выпускали в СССР начиная с 1960-х годов.
Фото: Издательство «Три квадрата»
№120, апрель 2024
№120
Материал из газеты

Популярная, но вроде бы незатейливая игрушка для самых малолетних — что в ней интересного? Елена Кармацкая находит нужные слова и сюжеты, чтобы летопись бытования лошадки-качалки оказалась не только трогательной, но и весьма познавательной

Если бы книги можно было ранжировать по количеству вложенной в них любви, эта оказалась бы в топе. Книга написана художником, реставратором, коллекционером старинной игрушки Еленой Кармацкой о лошадках из ее коллекции. Первая появилась в ее собрании в 2008 году, и с тех пор автору удалось собрать и обобщить огромное количество информации о лошадках качалках и каталках разных стран.

Елена Кармацкая. «Лошадка-качалка: История деревянной игрушки». М.: Три квадрата, 2023. 216 с., ил.
Елена Кармацкая. «Лошадка-качалка: История деревянной игрушки». М.: Три квадрата, 2023. 216 с., ил.

Британские лошадки — самые реалистичные и детализированные, ведь всем известно, что англичане — ярые лошадники. Они смогли пронести традиции изготовления лошадок-качалок как минимум через три столетия вплоть до современности. Английская лошадка чаще всего изображена в летящем галопе и установлена на изящно выгнутые полозья; она сделана из дерева и позже из папье-маше (технология которого перевернула игрушечное производство во всех странах), хвост и грива — из натурального волоса, упряжь повторяет реальную. Здесь же родился «конь педальный», неповоротливый, но обожаемый детьми всего мира.

Американцы запатентовали «безопасный стенд» — неподвижную основу, на которой раскачивается конь, ведь полозья могли отдавить детскую ножку. Французские игрушки были изысканны и делались с расчетом на состоятельную публику. Придуманный тут конь-велосипед рази­тельно отличался от английского: три огромных изящных колеса, деревянное тело и металлическая голова, в которой были ручные «педали». Немецкие лошадки и другие игрушки были очень демократичны — без особых затей, но доступны почти всем. А Швеция вошла в лошадиную историю двумя типами коней: народными даларнскими лошадками, небольшими и ярко-красными, и роскошными конями в барочном стиле, сделанными для шведских юных королей XVIII века.

Лошадка, изготовленная по модели Николая Лаврова. 1930-е. Реставрация — 2022. Фото: Издательство «Три квадрата»
Лошадка, изготовленная по модели Николая Лаврова. 1930-е. Реставрация — 2022.
Фото: Издательство «Три квадрата»

Путь России, как и всегда, был особым. До революции на облик игрушки влияли местные промыслы, а в период СССР разработки велись под контролем дизайнеров и педагогов.

Из документов известно, пишет автор, что уже в XVI веке в селе Клементьеве, затем вошедшем в черту Сергиева Посада, делали и продавали «возки с коньми». Позже пришли технология папье-маше и множество видов отделки — от более дешевой раскраски и обсыпки (резаным волосом на клей) до обтяжки натуральной шкурой. Отдельные главы в книге посвящены мастерам-игрушечникам и музеям игрушки (первый открылся в Сергиевом Посаде в 1918 году, его основателем стал художник Николай Бартрам).

На производство игрушек в СССР оказала сильнейшее влияние работа специалистов Научно-экспериментального института игрушки (НЭИИ), основанного в 1932 году — уже в Загорске, а не прежнем Сергиевом Посаде. Здесь работали настоящие художники-анималисты Алексей Петров, Мария Ломакина, Николай Лавров, позже — Елизавета Лаврова, которые соединяли особенности богородской резьбы, городецкой и дымковской росписи и создавали игрушки лаконичные и выразительные, призванные развивать детское воображение. В 1970-х прессование из опилок сменилось литьем из полиэтилена — появился памятный многим красный конь-богатырь на колесиках.

Модели коней-каталок, разработанные специалистами Загорского НЭИИ в 1960–1970-е. Фото: Издательство «Три квадрата»
Модели коней-каталок, разработанные специалистами Загорского НЭИИ в 1960–1970-е.
Фото: Издательство «Три квадрата»

Кроме увлекательного содержания стоит отметить дизайн этой отлично изданной книги. Она обильно украшена картинками: репродукциями живописи и графики, портретами, где изображены лошадки-качалки, уникальными образцами и страницами торговых каталогов из собраний зарубежных музеев, фотографиями атрибутированных до фабрики и иногда до имени автора лошадками из собрания коллекционера. Трогательная деталь: некоторым, видимо самым любимым, лошадкам Елена Кармацкая дала имена. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+