18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Рихтер разрешил показать его раннюю работу в духе соцреализма

Мурал Lebensfreude («Радость жизни») в Немецком музее гигиены. 1956. Фото: Gerhard Richter Archiv
Мурал Lebensfreude («Радость жизни») в Немецком музее гигиены. 1956.
Фото: Gerhard Richter Archiv
№119, март 2024
№119
Материал из газеты

Мурал в Немецком музее гигиены — дипломная работа Герхарда Рихтера — был закрашен через несколько лет после бегства художника из ГДР в ФРГ. Долгое время Рихтер не желал, чтобы произведение вновь открывали публике

Скоро мурал, который Герхард Рихтер создал, когда был студентом Высшей школы изобразительных искусств Дрездена, можно будет увидеть вновь, через 45 лет после того, как его закрасили и практически забыли.

Рихтер написал его в 1956 году на стенах лестницы в Немецком музее гигиены — это был дипломный проект. Когда в 1994 году музей впервые обратился к художнику за разрешением на раскрытие и экспонирование работы, тот ответил отказом, мотивировав его тем, что этот «мурал не относится к числу произведений искусства, больше всего в мире заслуживающих, чтобы их сохранили». Но когда музей попросил у Рихтера разрешения еще раз — в 2022 году, почти три десятилетия спустя, художник все-таки дал согласие.

«Скоро ему исполнится 92. В этом возрасте некоторые вещи видишь иначе и ко многому относишься куда спокойнее», — говорит Дитмар Элгер, глава Архива Герхарда Рихтера. (Рихтер отпраздновал свой день рождения 9 февраля.)

Художник всегда чрезвычайно внимательно следил за тем, какие произведения считаются частью его творческого наследия, а какие — нет. В его онлайн-каталоге говорится, что он «официально» начал писать в 1962-м, и первое включенное в каталог произведение, «Стол», датируется именно этим годом. Большинство ранних работ Рихтер сжег в костре, который развел во дворе Дюссельдорфской академии художеств, после того как бежал из Восточной Германии в 1961 году.

Но мурал под названием Lebensfreude («Радость жизни»)сохранился. Там изображены люди на отдыхе или за повседневными занятиями. В статье 1956 года Рихтер писал, что настроение произведения должно быть «веселым и радостным, но в то же время спокойным, ясным и реальным». Элгер объясняет, что это «идеологическое выражение счастливого социалистического общества, освобожденного от фашизма».

Фрагмент мурала Герхарда Рихтера в ожидании реставрации. Фото: Gerhard Richter Archiv
Фрагмент мурала Герхарда Рихтера в ожидании реставрации.
Фото: Gerhard Richter Archiv

Первой раскроют часть мурала с изображением семьи из трех человек, отдыхающей на пляже. Если состояние стены позволит, в дальнейшем музей надеется раскрыть и другие части росписи, но решение об этом будет принято только после того, как завершится первая фаза проекта, что, вероятно, произойдет в октябре этого года.

Мурал создавался в период, когда у коммунистического режима в Восточной Германии был в фаворе социалистический реализм. «Дрезденская академия усердствовала особенно сильно, — рассказывал Рихтер. — Ограничений становилось все больше. К примеру, перестали выдавать книги об искусстве импрессионизма и далее, потому что с него начался буржуазный декаданс». Благодаря созданию Lebens­freude Рихтер смог получить трехлетнюю стипендию и обзавестись собственной мастерской в университете. Но в 1959 году он побывал на выставке Documenta в западногерманском Касселе, где открыл для себя новые художественные горизонты и увидел свободы, которыми пользовались художники западного мира. В 1961 году он перебрался в ФРГ.

Побег Рихтера стал одним из аргументов, когда в 1979 году ведомство, занимавшееся наследием в Восточной Германии, приняло решение закрасить мурал на том основании, что «эта студенческая работа не обладает никакой художественной ценностью».

Начиная с 9 марта посетители Немецкого музея гигиены смогут наблюдать через заграждение из оргстекла за реставраторами, раскрывающими красочный слой, в рамках временной выставки, посвященной истории музея в социалистическую эпоху.

Институция была основана в 1912 году производителем жидкости для полоскания рта. Сейчас она позиционирует себя как «музей человеческого опыта». Финансирование в размере €220 тыс., необходимое для реализации реставрационного проекта, выделили Фонд Wüstenrot, Высшая школа изобразительных искусств Дрездена и Фонд Эрнста фон Сименса. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+