18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Почти весь обитаемый мир, преобразованный в орнаменты

Иллюстрация к книге Оуэна Джонса «Образцы китайских орнаментов» (издание 1867 года). Фото: Victoria and Albert Museum
Иллюстрация к книге Оуэна Джонса «Образцы китайских орнаментов» (издание 1867 года).
Фото: Victoria and Albert Museum
№119, март 2024
№119
Материал из газеты

Оливия Хорсфол Тёрнер, куратор лондонского Музея Виктории и Альберта, опубликовала подробное исследование творчества некогда влиятельного британского дизайнера Оуэна Джонса. Своего героя автор книги чрезвычайно ценит, хотя кое за что и журит

Имя Оуэна Джонса (1809–1874) в значительной степени забыто широкой публикой, хотя его книга «Грамматика орнамента» (1856) давно стала классической. Устранить несправедливость призван труд «Оуэн Джонс и Музей Виктории и Альберта: орнамент для новой эпохи», созданный Оливией Хорсфолл Тёрнер, старшим куратором архитектуры и дизайна V&A. Именно через призму этого музея рассматриваются все достижения главного героя. Хотя сегодня его именуют дизайнером, сам он считал себя в первую очередь архитектором, интересующимся искусством, полиграфией, прикладным дизайном и всем тем, что мы теперь называем теорией визуальной культуры.

Olivia Horsfall Turner. Owen Jones and the V&A: Ornament for a Modern Age. Lund Humphries. 160 с.: 150 ил. £35. На английском языке
Olivia Horsfall Turner. Owen Jones and the V&A: Ornament for a Modern Age. Lund Humphries. 160 с.: 150 ил. £35. На английском языке

Эта книга не биография, и личность Джонса во многом остается загадкой. Сын валлийского антиквара, он поступил в ученики к архитектору Льюису Вальями в возрасте 16 лет, а после своего 21-летия отправился в серию путешествий по Южной Европе; однако объяснений, каким образом он смог позволить себе эти дорогостоящие грандиозные туры, у нас по-прежнему нет. Биографические упущения понятны, поскольку документальных свидетельств о жизни Джонса сохранилось очень мало. Он не имел детей, которым мог бы что-то завещать, а жена сразу после смерти мужа продала все содержимое его кабинета и библио­теки на аукционе Sotheby’s.

Не вдаваясь в описание жизни своего героя, автор книги сосредотачивается на его трудах и воззрениях. Исследования прошлого у Джонса всегда были сопряжены с «яростной приверженностью инновациям и современности». Слово «современность» встречается у него часто, но отнюдь не применительно к викторианской готике Огастеса Пьюджина и Джорджа Гилберта Скотта — «на редкость провальной», по мнению Джонса. Он твердо верил в то, что архитекторы и дизайнеры обязаны не следовать историческим образцам, а «стремиться идти вперед, терпеливо развивая великие принципы, выработанные опытом и практикой прежних эпох».

Автор книги ожидаемо уделяет много места рассмотрению целей и успеха «Грамматики орнамента» — увлекательного, красочного, порой сумбурного сборника мировых стилей. Джонс признавался, что публикация не задумывалась им как систематическая и всеобъемлющая, он лишь стремился исследовать взаимосвязи между искусством, обществом, религией и природой. Его точка зрения насчет того, что художественное изображение должно отталкиваться от природы, но избегать натурализма и иллюзорности, несомненно, повлияла на Уильяма Морриса и движение «Искусства и ремесла», а впоследствии и на дизайнеров ХХ века.

Иллюстрации к древнеегипетскому разделу книги Оуэна Джонса «Грамматика орнамента» (издание 1910 года). Фото: Wikimedia Commons
Иллюстрации к древнеегипетскому разделу книги Оуэна Джонса «Грамматика орнамента» (издание 1910 года).
Фото: Wikimedia Commons

Хорсфолл Тёрнер не ограничивает свое исследование «Грамматикой...». Большая глава посвящена интерьерам (ныне, к сожалению, утраченным), которые Джонс создал для Южного (Ориентального) дворика Музея Виктории и Альберта.

А еще четверть книги посвящена его «Образцам китайских орнаментов» (1867). Правда, впечатление от исследования и отчасти изобличения этого труда несколько меркнет из-за того, что Оливия Хорсфолл Тёрнер сама же и признает: «Образцы...» вышли тиражом всего 300 экземпляров, рецензии оказались малочисленными и прохладными, то есть влияние этой книги на современников Джонса не стоит переоценивать.

Так или иначе, обращаясь к его китайским проектам, а также взглядам на любое незападное искусство, автор не уклоняется от неизбежно острой тематики. Оуэн Джонс, как и другие европейцы, знал о Китае настолько мало, что «китайские» образцы и комментарии у него основывались главным образом на расовых стереотипах и снисходительных, чрезмерно типичных предположениях.

Тем любопытнее, что Джонс все же делает вывод: многие произведения, вывезенные англо-французскими войсками из Старого Летнего дворца китайских императоров в Пекине в 1860 году, «были интегрированы в более широкие культурные нарративы, включая реформу дизайна».

Иллюстрации к книге Оуэна Джонса «Грамматика орнамента» (издание 1856 года). Фото: Wikimedia Commons
Иллюстрации к книге Оуэна Джонса «Грамматика орнамента» (издание 1856 года).
Фото: Wikimedia Commons

Аналогичным образом — хотя сегодня невозможно не морщиться при чтении первой главы «Грамматики...», озаглавленной «Орнамент диких племен», — связанные с ней иллюстрации Джонса представляют собой удивительно успешное слияние незападных, хотя и культурно присвоенных, мотивов с динамично развивающимися заповедями британских реформаторов дизайна 1850-х годов.

В своем анализе имперского контекста Хорсфолл Тёрнер восхитительно несентиментальна и категорична. При этом ее книга успешно балансирует на грани научной скрупулезности и весьма доступного изложения материала. 

Самое читаемое:
1
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
2
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
3
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
4
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
5
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
6
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
Директор Новгородского музея-заповедника рассказал нам о своем учреждении, которое состоит из 135 объектов (многие из них — памятники ЮНЕСКО), объединенных в 48 площадок, и хранит почти миллион экспонатов
23.01.2025
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
7
Наследие конструктивизма в руинах: снос здания дирекции Парка Горького
Вместо здания дирекции Парка Горького в Москве, которое ведет свою историю с XIX века и перестраивалось в эпоху конструктивизма, решено возвести общественное пространство с зонами торговли и общепита
17.01.2025
Наследие конструктивизма в руинах: снос здания дирекции Парка Горького
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+