18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Музыка разума: ретроспектива Йоко Оно в Тейт Модерн

Йоко Оно со стеклянным молотком на выставке-перформансе «Половина ветра» в галерее Lisson, Лондон. 1967. Фото: Clay Perry/Lisson Gallery
Йоко Оно со стеклянным молотком на выставке-перформансе «Половина ветра» в галерее Lisson, Лондон. 1967.
Фото: Clay Perry/Lisson Gallery
№119, март 2024
№119
Материал из газеты

Брак с Джоном Ленноном сыграл с художницей злую шутку: ее оригинальное творчество стало предметом нездорового ажиотажа, а образ демонизирован. Юбилейная выставка показывает Йоко Оно, очищенную от сенсационности и скандала

Вполне вероятно, что Йоко Оно — самый известный из ныне живущих художников, хотя это обусловлено не только и не столько ее искусством. Трудно игнорировать тот факт, что ее внезапная мировая известность — и последующая дурная слава — стали непосредственным результатом знакомства с Джоном Ленноном. Их самозабвенная, на грани одержимости, связь, выросшая из встречи на выставке Оно в Лондоне в 1966 году, превратила ее в глазах многочисленных поклонников The Beatles в злодейку, из-за которой группа распалась.

Выставка «Йоко Оно. Музыка разума» в Тейт Модерн. Фото: Oliver Cowling/Tate
Выставка «Йоко Оно. Музыка разума» в Тейт Модерн.
Фото: Oliver Cowling/Tate

Хотя к моменту знакомства с Ленноном Оно уже была одной из выдающихся фигур в авангардных кругах США и Японии и была известна в том числе как участница междисциплинарной группы Fluxus, это мало что меняло в массовом восприятии. Впрочем, за прошедшие с убийства Леннона в 1980 году десятилетия Йоко Оно удалось восстановить художественную репутацию и статус звезды большой величины — о чем свидетельствует в том числе ретроспектива «Музыка разума» в Тейт Модерн.

Выставка «Йоко Оно. Музыка разума» в Тейт Модерн. Фото: Oliver Cowling/Tate
Выставка «Йоко Оно. Музыка разума» в Тейт Модерн.
Фото: Oliver Cowling/Tate

На выставке, открывшейся за несколько дней до 91-летия художницы, среди прочего показывают ранние партиципаторные, рассчитанные на участие зрителя, работы, созданные до знакомства с Ленноном, такие как перформансы Cut Piece («Пьеса-разрез»; на русский язык принято переводить как «Отрежь кусок»), в котором зрители отрезали по кусочку от ее одежды, и Bag Piece («Пьеса-мешок»), исполнявшийся в большом черном мешке. Одна из кураторов «Музыки разума» Джулиет Бингам подчеркивает, что главная задача выставки заключается в том, чтобы показать: Йоко Оно была полностью сложившейся художницей, когда в ее жизни появились The Beatles.

Выставка «Йоко Оно. Музыка разума» в Тейт Модерн. Фото: Oliver Cowling/Tate
Выставка «Йоко Оно. Музыка разума» в Тейт Модерн.
Фото: Oliver Cowling/Tate

Демонизированный образ

«Мы хотим продемонстрировать, что ко времени приезда в Лондон она уже была глубоко интегрирована и находилась в самом центре сразу нескольких сцен художественного авангарда в Нью-Йорке и Токио, — говорит Бингам. — Она приехала в Лондон по приглашению [германского художника] Густава Мецгера для участия в симпозиуме „Разрушение в искусстве“, где исполнила свою Cut Piece, будучи одной из всего лишь двух женщин в числе выступавших. После знакомства с Ленноном ее искусство получило гораздо более широкую известность, но в то же время оказалось в совершенно другом контексте и стало предметом нездорового ажиотажа в СМИ. Ее образ демонизировали — и в этом было много как мизогинии, так и расизма. В результате ее творчество было в значительной мере погребено под слоем сенсационности и скандальности».

Йоко Оно в процессе перформанса Cut Piece (1964) на выставке «New Works by Yoko Ono». Карнеги-холл, Нью-Йорк. 1965. Фото: Minoru Niizuma
Йоко Оно в процессе перформанса Cut Piece (1964) на выставке «New Works by Yoko Ono». Карнеги-холл, Нью-Йорк. 1965.
Фото: Minoru Niizuma

Джулиет Бингам считает важным обратить внимание на разнообразие творчества Йоко Оно — от «донкихотских» экспериментальных музыкальных и видеоработ, которые она создавала до, во время и после отношений с Ленноном, произведений-инструкций, самые ранние из которых вошли в книгу 1964 года «Грейпфрут», и более сложных антивоенных перформансов конца 1960‑х — 1970-х до картин, бронзовых скульптур и партиципаторных вещей, в том числе «сбора посланий» в таких работах, как «Дерево желаний» и «Моя мама была красивая». Новая версия «Моей мамы», в которой посетителям предлагается поделиться воспоминаниями о своих матерях, вошла в ретроспективу Тейт Модерн. «Наша выставка в основном идет по двум направлениям ее творчества: это коллаборации, как в изобразительном искусстве, так и в музыке, и партиципаторные приглашения зрителю лично войти в ее искусство на самых разных уровнях», — объясняет Бингам.

Выставка «Йоко Оно. Музыка разума» в Тейт Модерн. Фото: Reece Straw/Tate
Выставка «Йоко Оно. Музыка разума» в Тейт Модерн.
Фото: Reece Straw/Tate

Сила перформанса

Пожалуй, самое потрясающее документальное свидетельство из жизни Оно «до Леннона» — это девятиминутное видео (снятое знаменитыми американскими документалистами Альбертом и Дэвидом Мэйселсами) ее нью-йоркского исполнения перформанса Cut Piece, которое также можно увидеть на выставке в Тейт. Эта концептуалистская работа поднимает крайне актуальные вопросы, связанные с феминизмом и властью, причем в то время они, судя по всему, считывались не так однозначно. «В контексте выставки Марины Абрамович [недавно состоявшейся в Королевской академии художеств в Лондоне] интересно проследить, как эти очень разные художницы исследовали представления о теле и разрушали границы, — говорит Бингам. — Cut Piece в той же степени об исполнительнице, что и о публике».

Выставка «Йоко Оно. Музыка разума» в Тейт Модерн. Фото: Lucy Green/Tate
Выставка «Йоко Оно. Музыка разума» в Тейт Модерн.
Фото: Lucy Green/Tate

Куратор отмечает, что Йоко Оно по-прежнему сохраняет энергичность и актуальность, и приводит в пример песню и перформанс 2013 года Bad Dancer. «Она предстает в таком провокационном образе. Изумительно, что на ней ультракороткие шорты, а ей при этом 80. Она танцует со знаменитостями и комиками, это смешно и иронично».

«Интересно наблюдать за тем, как люди воспринимают творчество Йоко и как за это время изменилось его значение. Оно меняется с каждым десятилетием, потому что мы постоянно привносим новый контекст», — добавляет Джулиет Бингам.  

Выставка «Йоко Оно. Музыка разума» в Тейт Модерн. Фото: Oliver Cowling/Tate
Выставка «Йоко Оно. Музыка разума» в Тейт Модерн.
Фото: Oliver Cowling/Tate


Йоко Оно: избранное

Выставка в Тейт Модерн включает в себя более 200 произведений, среди которых текстовые инструкции, видео и аудио, фотографии и инсталляции. Мы выбрали несколько важных для творчества Оно жанров, тем и образов

«Инструкции для картин»

В 1961 году в Нью-Йорке впервые прошла персональная выставка Йоко Оно. Она была открыта в галерее AG, принадлежавшей архитектору и дизайнеру Джорджу Мачюнасу, позже основавшему движение Fluxus, и включала чуть больше десятка картин, которые были созданы при участии зрителей или других художников. К некоторым произведениям прилагались письменные инструкции по их выполнению, но в основном Оно давала их устно. Когда через год состоялась выставка в Центре искусств согэцу в Токио, там уже были показаны только инструкции, без полотен. Это ознаменовало решающий концептуальный сдвиг в практике художницы.

В 1964 году в собственном издательстве Wunternaum Press Йоко Оно опубликовала книгу «Грейпфрут». Книга состояла из более чем 200 инструкций (партитур), разделенных на пять разделов: музыка, живопись, событие, поэзия и предмет. Смысл названия книги Оно объясняла так: «Грейпфрут — это гибрид апельсина и лимона, и для меня он олицетворяет Восток и Запад, две культуры в моей жизни».

Йоко Оно. Партитура из книги «Грейпфрут». 1964. Фото: Yoko Ono
Йоко Оно. Партитура из книги «Грейпфрут». 1964.
Фото: Yoko Ono

На протяжении всей своей творческой практики Оно продолжает составлять инструкции, выполнять их публично и предлагает это делать зрителям.

Звук разума

Йоко Оно отмечала: «Единственный звук, который существует для меня, — это звук разума. Мои работы предназначены только для того, чтобы вызвать в людях музыку разума…» Художница стала изучать голос как инструмент творчества во время серии радикальных выступлений в Нью-Йорке в начале ­1960-х годов. В них присутствовали импровизированный вокал, отрывки текста и звуковые эффекты. Музыкальная деятельность Оно была чрезвычайно плодотворной: она гастролировала по Японии с композитором-экспериментатором Джоном Кейджем и записывала альбомы вместе с Джоном Ленноном, когда The Beatles были на пике популярности. Ее альбом Season of Glass (1981), выпущенный после убийства Леннона в декабре предыдущего года, представляет собой глубоко эмоциональный и публичный ответ на смерть мужа. «Думаю, именно поэтому я выжила: именно музыка помогла мне», — считает она.

«Муха» и «Свобода»

Эти два важнейшие для художницы фильма, 24-минутный «Муха» (1970) и минутный «Свобода» (1971), посвящены исследованию уязвимости, насилия и положения женщин.

Йоко Оно. «Муха». 1970. Кадр из видео. Фото: Yoko Onо
Йоко Оно. «Муха». 1970. Кадр из видео.
Фото: Yoko Onо

Фильм «Муха» основан на партитуре (по аналогии с «инструкциями для картин») Оно, которая гласит: «Пусть муха пройдется по телу женщины с ног до головы и вылетит в окно». В фильме участвуют актриса Вирджиния Ласт и мухи, «привезенные из Нью-Йорка»; все сопровождается многослойным саундтреком, в котором голос Йоко Оно сочетается с гитарными инструментальными партиями Леннона. Художница описывает и тело женщины, и муху как изображения самой себя; муха ассоциируется с грязью и разложением, а также олицетворяет концепцию свободного духа. Ультракороткометражка «Свобода» изображает Оно, стремящуюся вырваться из бюстгальтера.

Йоко Оно. «Свобода». 1971. Кадр из видео. Фото: Yoko Ono
Йоко Оно. «Свобода». 1971. Кадр из видео.
Фото: Yoko Ono

«Небо»

Образ неба всегда был одним из главных для художницы. В детстве родители отослали ее вместе с братом из Токио в деревню, чтобы спасти от бомбардировок. Дети, часто голодные, находили утешение в том, что, лежа в траве, смотрели в небо. «Даже когда все вокруг меня рушилось, небо всегда было рядом со мной… — вспоминает Йоко Оно. — Я никогда не смогу отказаться от жизни, пока есть небо».

В 1983 году Оно напечатала в газете The New York Times рекламное объявление в форме статьи под названием «Капитуляция перед миром», где призывала критически относиться к насилию. О том же говорит работа «Дыра». На стекле, простреленном пулей, написано: «Перейди на другую сторону стекла и загляни в дыру».

Йоко Оно. Sky TV. 1966. Экспозиция 2024. Фото: Cathy Carver/Hirshhorn Museum
Йоко Оно. Sky TV. 1966. Экспозиция 2024.
Фото: Cathy Carver/Hirshhorn Museum

В России Йоко выставлялась дважды: в 2007 году в ЦУМе на 2-й Московской биеннале современного искусства со спецпроектом «Одиссея таракана» и в 2019-м в Московском музее современного искусства с выставкой «Небо всегда ясное». Ярче всего тема пацифизма прозвучала в знаменитом «постельном» перформансе 1969 года с Джоном Ленноном под девизом «Занимайтесь любовью, а не войной».

«Добавь цвет»

Свою первую работу в серии «Добавь цвет» художница сделала в 1961 году, разбрызгивая чернила для рисования «суми» на длинную ленту ткани. Она развила эту идею в 1966-м в галерее Indica в Лондоне, предложив зрителям рисовать на небольших чистых холстах (именно там Оно познакомилась с Джоном Ленноном). Инсталляция «Добавить цвет» («Лодка беженцев», 2024), которую сейчас показывают в Тейт Модерн, начиналась с белой лодки в белой комнате.

Йоко Оно. «Добавь цвета (Лодка беженцев)». Концепция 1960. Первая реализация 2016. Экспозиция 2024. Фото: Musacchio, Ianniello, Pasqualini/Fondazione MAXXI
Йоко Оно. «Добавь цвета (Лодка беженцев)». Концепция 1960. Первая реализация 2016. Экспозиция 2024.
Фото: Musacchio, Ianniello, Pasqualini/Fondazione MAXXI

Инструкция для этой коллективной работы гласит: «Синий как океан». Она написана, чтобы привлечь внимание к судьбам беженцев, отправляющихся в Европу по морю. Йоко Оно предлагает также задуматься о том, какую силу могут иметь коллективные действия. Надписи продолжают появляться каждый день. 

Тейт Модерн
«Йоко Оно. Музыка разума»
До 1 сентября

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+