Союз музеев России и Российский комитет Международного совета музеев (ИКОМ России) предложили объявить минуту молчания в полдень 24 марта. Позже эта дата официально стала днем национального траура в память о погибших в теракте в «Крокус Сити Холле». Музейное сообщество поддержало сразу. Впрочем, на трагедию отозвались не только в России, но и в мире.
Японский художник Се Сибуя, с 2011 года живущий в Бруклине, утром 23 марта опубликовал новую работу: на черном фоне с отблесками красного видны следы от пуль. Основой его живописи служит первая полоса газеты The New York Times. Свой проект Сибуя начал во время пандемии, находясь в изоляции. Он читает главные мировые новости и превращает их в абстрактную живопись, напоминающую рассвет или закат за его окном. Все работы двусторонние — на обороте можно увидеть, на какое событие отзывается автор. Так художник сравнивает видимый лично им пейзаж с новостным «окном» в большой мир. «Моя серия картин началась как простая медитация, рожденная из чувства беспокойства и наблюдения за контрастом между хаосом в новостях и естественным спокойствием за моим окном, и она развивалась оттуда, когда я продолжал рисовать и исследовать свои эмоции и реакцию на новости», — поясняет Сибуя свой проект. Мимо страшных сообщений из Москвы он тоже не смог пройти.
На трагедию откликнулись и в Дубае — на самой высокой башне мира Бурдж-Халифа (творении архитектурного бюро Луиса Скидмора и Натаниэля Оуингса) появилось изображение российского флага и слова скорби о погибших в подмосковном теракте.
Раньше всех, конечно, отреагировали российские деятели культуры. Еще во время чудовищных событий в «Крокус Сити Холле» многие музеи поменяли аватарки в своих соцсетях с цветных на черно-белые или заменили на изображение горящей свечи. После сообщения мэра Москвы Сергея Собянина об отмене всех культурных и иных массовых мероприятий появилась информация о том, что музеи могут закрыться на выходные 23 и 24 марта. Тем не менее они продолжили работу. Государственные музеи принимали посетителей в обычном режиме, при этом усилив меры безопасности, но все мастер-классы, лекции, кинопоказы и экскурсии отменили. Многие частные арт-институции — «ГЭС-2», МРИ, Музей AZ, Центр Béton и «Гараж» — закрылись на выходные. То же сделали и Музеи Московского Кремля. Пушкинский музей и Третьяковская галерея перенесли намеченное на 25 марта открытие выставок Владимира Вейсберга и Юрия Злотникова на более поздние сроки, которые объявят дополнительно. Русский музей вслед за Эрмитажем приспустил флаг России над Михайловским дворцом. А аукционный дом ARTinvestment.RU объявил о планах направить часть прибыли с предстоящих торгов «Первые имена» в Российский Красный Крест в помощь семьям погибших и пострадавших в теракте.
Глава департамента культуры Алексей Фурсин включился в ситуацию после обращения президента. Фурсин заявил, что все средства, которые московские музеи и зоопарк выручат за выходные 23 и 24 марта от продажи билетов, пойдут на помощь пострадавшим в теракте. Он, как и коллеги, поменял аватарку в своем телеграм-канале — сначала на фотографию себя, смотрящего на «Черный квадрат», потом на горящую свечу, потом снова на снимок с «Черным квадратом».
Предложенную Пиотровским и Панкратовым акцию поддержали все российские музеи без исключения. Только на сайте Минкультуры не появилось никаких обновлений, но в телеграм-каналах глава ведомства Ольга Любимова и ее коллеги опубликовали слова утешения и поддержки пострадавшим. Директор Департамента музеев и внешних связей Министерства культуры РФ Елена Харламова написала на своей странице, что преклоняется перед музейным сообществом и до двух часов ночи обсуждала с коллегами трагедию. Она уточнила, к чему пришли: было решено, что 24 марта в 12:00 в Херсонесе Таврическом прозвучит поминальный звон, в Пскове — колокола Мирожского монастыря XII века, можайские храмы ударят в колокола ровно 40 раз, в Музее Мирового океана, что в Калининградской области, музейные суда дадут гудок.
Вечером 23 марта молодежное движение «Волонтерская рота» выложило на Дворцовой площади из тысячи зажженных свечей надпись «Петербург скорбит». 24 марта по всей стране на билбордах, в том числе музейных и театральных, появились изображения горящей свечи и подписи «Скорбим». Очевидно, трагические события в «Крокусе» еще долго будут отзываться в сердцах и выльются в другие акции памяти
и художественные посвящения. Не менее очевидно, что мерам безопасности на культурных площадках теперь будет уделено особое внимание. Об этом говорит и президент в своем обращении. Пока музеи не уточняют, как именно усилили охрану. Только Эрмитаж сообщает, что вход в главное здание и филиалы с рюкзаком запрещен, а камеры хранения не работают.
The Art Newspaper Russia присоединяется к трауру — мы скорбим вместе с вами. Желаем выздоровления раненым и выражаем искренние соболезнования семьям погибших.