18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Третьяковка заново открывает Николая Ульянова

Николай Ульянов. «Парижская витрина». 1909–1911. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Николай Ульянов. «Парижская витрина». 1909–1911.
Фото: Государственная Третьяковская галерея
№119, март 2024
№119
Материал из газеты

На протяжении жизни художник пробовал себя в самых разных жанрах и везде создавал выдающиеся произведения. Широкому зрителю запомнилась поздняя стадия его творчества — историческая живопись. Новая выставка показывает Ульянова во всем его многообразии

Из-за не очень подходящей для художника первой половины ХХ века фамилии живописец Николай Ульянов (1875–1949) в нашей коллективной памяти, увы, потерялся. Однако главное его произведение, «визитную карточку», припомнит, без сомнения, каждый бывший советский школьник, хоть и не зная имени автора. Это историческое полотно «А.С.Пушкин и Н.Н.Пушкина перед зеркалом в Аничковом дворце» (первый вариант создан в 1935–1937 годах) — то самое, с подчеркнутой разницей в росте супругов. Для более рафинированного зрителя «визитная карточка» другая — это прекрасная, как веласкесовская инфанта, «Принцесса» (1905), которую с 2010-х поместили в постоянную экспозицию Третьяковской галереи.

Выставка, открывающаяся в Инженерном корпусе, по словам куратора Людмилы Правоверовой, призвана показать Ульянова как автора гораздо более многостороннего. «Вроде бы он был всем известен, но никогда не привлекал особого внимания, — говорит Правоверова. — Мы буквально открываем Ульянова заново».

Николай Ульянов. «Кафе». 1917. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Николай Ульянов. «Кафе». 1917.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Для начала на афишу не поместят ни одно из двух упомянутых исторических полотен: ключевой картиной выбран совершенно не похожий на них авангардный «Автопортрет с парикмахером», который Ульянов писал с 1914 по 1923 год, превратив из запечатления случайного эпизода в философское произведение. Эта работа мгновенно вводит художника в ряд других заметных авангардистов.

Но однозначно поместить Ульянова в рамки какого-то конкретного стиля невозможно: слишком много стадий он прошел на протяжении своей 74-летней жизни. Сначала любил Илью Репина и старался писать как он. Затем стал помощником Валентина Серова и Константина Коровина, развив под их влиянием импрессионистический дар. После его привлекла театральная графика и совершенно неизвестный в России поздний прерафаэлит Джон Малер Кольер. В итоге за первые десятилетия века Ульянов прошел путь от символизма к экспрессионизму.

И его футуристические проявления, кстати, тоже поразительны. Картина «Качели» 1909 года, выставленная тогда же в Риме, заинтересовала самого Филиппо Томмазо Маринетти. Он послал Ульянову свои манифесты, но, как показало время, напрасно. Отметим, что название текущей выставки «Искусство без манифеста» — выражение самого Ульянова. Увы, те порази­тельные «Качели» сгинули после выставки в Мальмё в 1914-м. Однако в Третьяковке и Русском музее есть два их более поздних повторения, оба они представлены в текущем проекте.

Николай Ульянов. «Портрет поэта Вячеслава Ивановича Иванова». 1920. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Николай Ульянов. «Портрет поэта Вячеслава Ивановича Иванова». 1920.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Ярким психологизмом и необычным колоритом мгновенно приковывают внимание портреты современников, выполненные Ульяновым: Константина Бальмонта, Вячеслава Иванова, Константина Станиславского, Антона Чехова и прочих. Как театральный художник, он сотрудничал со Станиславским, Всеволодом Мейерхольдом, создавал декорации к театральным постановкам Михаила Булгакова в МХТ — «Дням Турбиных» и «Мольеру».

В 1930-х Ульянов, можно сказать, пришел к соцреализму. Но это был особенный путь соцреализма, с оттенком мирискусничества и эскапизмом в золотой XIX век. Одно из самых известных полотен того периода — «Лористон в ставке Кутузова» (1945). Это была успешная академическая карьера, которая и оставалась на виду после смерти художника. 

Государственная Третьяковская галерея
«Николай Ульянов. Искусство без манифеста»
С 20 марта до 21 июля

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
6
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+